"…Как использовать приходящее по утрам творческое состояние
Если вы будете использовать утренние периоды творческой активности, то обнаружите, что в это время из подсознания поднимаются мысли и идеи, которые раньше ускользали от вас или приходили только в периоды вдохновения. В периоды утренней творческой активности вас могут посетить не только ранее ускользавшие от вас мысли, но и совершенно новые идеи, появления которых вы никак не ожидали. Если вы поставите себе цель или определите конкретную тему, над которой хотите работать, то сможете как бы запрограммировать ваш интеллект на обрабатывание данной темы в периоды утренней творческой активности, при этом работа будет проходить с максимальной эффективностью. Для того чтобы получить наилучший результат, постарайтесь не повышать низкую амплитуду бета-волн, с которыми вы просыпаетесь. Вам нужно просто "загрузить" интересующую вас тему в свое сознание и не думать. Другими словами, бета-волны вам следует использовать только для того, чтобы обеспечивать сознательное фиксирование своих подсознательных мыслей и идей.
Если вы "загрузите" тему, которая чрезвычайно важна для вас, то можете немедленно получить ответы по интересующим вас вопросам. Не забывайте, что вам нужно уловить нужное состояние творческой активности прежде, чем оно пропадет.
Следующим важным элементом этой формы творческого исследования является время. Невозможно пребывать в состоянии творческой активности и одновременно ожидать, что вот-вот зазвенит будильник. Для того чтобы содержание подсознания медленно поднялось до сознательного уровня, вам необходимо время. Поэтому для утренних размышлений вам следует выбрать такой день, когда у вас нет необходимости вставать в строго определенный час. Например, это может быть выходной. А после того как вы научитесь использовать утренние периоды творческой активности, вы можете приучить себя просыпаться за полчаса до звонка будильника и использовать эти полчаса для рассмотрения содержания своего подсознания. Тогда вы сможете ежедневно использовать утренние периоды творческой активности. И последний важный элемент утренних периодов творческой активности - это вспоминание поднимающейся из подсознания информации без активизации бета-волн, которые могут немедленно снизить активность тета-волн, что приведет к потере информации. Когда это случается, ничего уже нельзя поделать: процесс закончился. Как в описанных ранее приемах медитации, секрет заключается в нахождении какого-либо образа, символа или слова, которые смогут обозначить нужную идею или представить информацию, не вдаваясь при этом в детали. И когда вы полностью просыпаетесь и входите в состояние бодрствования, вам нужно захватить с собой, как и при выходе из медитативного состояния, необходимые ключевые моменты, которые потом помогут вам вспомнить нужную информацию. Таким образом, вы получаете доступ к информации, не допуская при этом ее потери.
Для того чтобы научиться максимально эффективно использовать утренние периоды творческой активности, вам придется затратить немало усилий, но, как говорится, результат несомненно стоит того. В нашем случае, конечно же, скорее придется тратить время, чем силы, так как для использования этих периодов творческой активности не нужно предпринимать каких-либо действий. Нужно просто позволить себе использовать эти периоды. Эти периоды творческой активности не могут быть вызваны искусственно. Просто чем чаще вы просыпаетесь с намерением пробраться в глубины подсознания и почерпнуть из них полезную информацию, тем более естественным становится этот процесс. С другой стороны, если вы живете строго по часам, то вам не удастся использовать такие периоды творческой активности, потому что вы всегда найдете что-то более важное, чем лежание и ожидание появления блестящих идей. И наконец, последнее важное замечание. Когда вы получаете из подсознания какую-либо важную информацию или подсказку, в обязательном порядке используйте ее. Использование получаемой информации как бы стимулирует подсознание и подталкивает его к передаче новой информации. Если же вы не используете получаемую информацию, то эта обратная связь как бы говорит подсознанию, что вы не нуждаетесь в его услугах и в той информации, которую оно вам передает. И если вы в течение длительного периода времени не будете использовать вспышки вдохновения, то они могут вообще пропасть. А при постоянном использовании получаемой информации эта обратная связь может привести к дальнейшей активизации подсознания и творческих способностей. Поток информации станет более плавным и постоянным, а творческие способности будут активизироваться более часто. …"
"…Отношения "интеллект - тело"
Итак, каким же образом расслабление тела связано со схемами волн, которые производит головной мозг? Научиться контролировать волны мозговой активности проще всего, когда тело расслаблено, но это не всегда необходимо. Основное, что нужно понять, - то, как сотрудничают тело и интеллект, как они вместе формируют психофизиологическое состояние. Этот процесс изображен на рисунке, к рассмотрению которого мы сейчас перейдем.
На этом рисунке горизонтальная ось символизирует тело. Крайняя левая часть этой оси соответствует наиболее расслабленному состоянию тела, а крайняя правая часть - наиболее напряженному его состоянию. Вертикальная ось представляет интеллект, совокупность волн мозговой активности от бета до дельта. Для простоты можно сказать, что самое напряженное состояние интеллекта соответствует верхней части вертикальной оси, а наиболее расслабленное - нижней ее части. Таким образом, весь рисунок можно разделить на четыре прямоугольные части, которые и отражают взаимоотношения тела с интеллектом:
1. напряженное состояние интеллекта - напряженное состояние тела;
2. состояние релаксации интеллекта - напряженное состояние тела;
3. состояние релаксации интеллекта - расслабленное состояние тела;
4. напряженное состояние интеллекта - расслабленное состояние тела.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, ЧТО НИ ОДНА ИЗ ЧАСТЕЙ РИСУНКА НЕ ОТОБРАЖАЕТ ПЛОХОГО ИЛИ НЕНУЖНОГО СОСТОЯНИЯ.
Весь вопрос в том, чтобы научиться по своему желанию переходить в то состояние, в котором вы
хотите находиться. Чем более привычными будут для вас ощущения, которые вы испытываете в том или ином
состоянии, тем легче вам будет переходить из одного состояния в другое.
Первая часть
Напряженное состояние интеллекта и напряженное состояние тела
Состояние, которому соответствует правая верхняя часть рисунка, - самое привычное для нас состояние, в котором мы находимся наибольшее количество времени. В этом состоянии превалируют бета-волны, тело же несколько напряжено и готово к действиям. А правый верхний угол этого прямоугольника соответствует панике. То есть и ваш интеллект, и ваше тело находятся в чрезвычайно напряженном состоянии, мысли идут в полном беспорядке, сердце стучит, поднимается кровяное давление - короче говоря, организм находится на пределе. Если же человек все время пребывает в таком состоянии, то у него могут легко появиться заболевания, связанные со стрессом. (Кстати говоря, подумайте, сколько заболеваний связано с ним так или иначе.) Большинство людей находятся в состоянии, соответствующем какой-либо части правого верхнего прямоугольника. …"
"…Люди, которые используют зрение как составляющую часть творческого процесса, могут достаточно легко вызывать активизацию альфа- и даже тета-волн с открытыми глазами. Я часто наблюдала эту способность у творческих людей, чье творчество связано со зрением, к примеру, у художников. Когда они рисуют, то совершенно спокойно с открытыми глазами вызывают активизацию альфа-волн.
Для того чтобы активизировать свои творческие способности, художник должен либо медитировать перед творчеством, либо входить в активное состояние интеллекта в процессе творчества…
Детское использование медитации
Ребенок, впрочем, как и взрослый, может попадать в медитативное состояние различными способами. Конечное состояние покоя, тишины и умиротворения одинаково для всех людей, но входить в это состояние они могут совершенно разными способами. Процесс вхождения в состояние медитации индивидуален для каждого человека.
Мой сын называет медитацию "глубоким, внутренним бездумием". Когда ему исполнилось девять лет, мы ездили в Диснейленд, и на обратном пути оказались в переполненном автобусе. Мы были уставшими после целого дня развлечений. В автобусе все говорили разом, отчего создавался невероятный шум, который раздражал моего сына. Он жаловался мне на то, что в автобусе очень шумно.
Потом Джон затих, и я подумала, что он заснул. Но через полчаса он оживился и сказал: "Это было прекрасно!" Он представил, что все пассажиры автобуса и он сам стоят в открытом поле, и он крикнул им: "Замолчите!" После того как Джон приказал им замолчать, они действительно замолчали, а он сел и наслаждался тишиной и покоем. Между тем следует отметить, что все это происходило в его воображении, а на самом деле шум в автобусе нисколько не уменьшился. Тем не менее Джону казалось, что шум действительно стих.
Неумение концентрировать внимание и низкие способности к учению
Тренировка управления волнами мозговой активности в настоящее время широко применяется для борьбы с неспособностью концентрировать внимание (НКВ) и другими связанными с ней проблемами. К такого рода проблемам можно отнести низкие способности к учению, гиперактивный дефицит внимания, тревогу и депрессию. Многие дети и взрослые страдают от этих проблем, а их возникновение объясняется избытком тета-волн и дефицитом бета-волн. И чтобы справиться с этими проблемами, нужно одновременно снижать активность тета-волн и активизировать бета-волны. Многие люди несколько лет успешно работают в этой области.
Иногда случается, что волны нашей мозговой активности и наши творческие способности активизируются тем, чего мы никак не ожидали. Об этом и рассказывают следующие истории.
Тупица
У одной моей юной клиентки была проблема, которая классифицировалась как полная неспособность к учению. Кроме того, она была фанаткой группы Трэйт-фул Дэд" и разъезжала по всей стране за этой группой, посещая ее концерты. Она училась в школе, и такие поездки были возможны только во время каникул.
АД. не любила школу, у нее были серьезные проблемы с учебой, она не выполняла домашних заданий и не справлялась с контрольными. Она хотела постоянно слушать музыку группы "Грэйтфул Дэд" и считала, что эта музыка помогает ей, а не мешает. Ей казалось, что эта музыка только улучшает ее способности к учению. Ее родители, однако, не позволяли ей слушать музыку этой группы в то время, когда она выполняла домашние задания.
Услышав эту историю, я подумала, что ее родители поступают совершенно правильно. Схема волн мозговой активности АД представляла собой схему, соответствующую активному состоянию интеллекта, но на этой схеме активность бета-волн была ниже средней, а активность тета-волн - выше средней. Я работала над увеличением активности ее бета-волн, я старалась, чтобы АД стала более внимательной, чтобы ее действия стали более осознанными. АД. приносила на сеансы свои домашние задания, и мы исследовали разные способы увеличить активность ее бета-волн. Постепенно появились успехи в школе: она стала учиться значительно лучше. Однажды АД принесла на сеанс кассету с записью музыки группы "Грэйтфул Дэд". Эту запись она особенно любила и хотела, чтобы я послушала ее. Я согласилась, но перед этим подключила ее к Зеркалу Интеллекта, потому "то сеанс должен быть полноценным.
На экране я увидела ее обычную схему, но потом зазвучала музыка, и я не поверила своим глазам. Прибор показывал, что активность бета-волн АД. резко возросла, как только заиграла музыка. Вы можете сравнить обе схемы - они изображены на рисунке 5. Я дала АД. ее домашнее задание, и пока она выполняла его, слушая музыку, ее бета-волны находились в активном состоянии. Я долго еще изучала ее схему, после чего пришла к выводу, что ее любимая музыка действительно способствует лучшей концентрации внимания и повышению способностей к учению. Оставалось только убедить в этом ее родителей, что отнюдь не представлялось легкой задачей.
Мне довольно часто приходилось наблюдать, что дети (так же, как и в случае с АД.) могут близко подходить к схеме, соответствующей активному состоянию интеллекта, но в этой схеме наблюдается более низкая активность бета-волн. В таких случаях я стараюсь повысить активность их бета-волн, не подавляя при этом тета-волны. Я опасаюсь, что подавление тета-волн может привести к затуханию у детей творческих способностей.
Я стараюсь не делать детей "нормальными", потому что я отнюдь не уверена, что медицинские и социальные стандарты нашего общества являются правильными. Дети, у которых возникают проблемы с учебой, часто бывают более одаренными, чем о них думают. Мы должны понять, что, стремясь к норме, к стандартам, мы не развиваем их таланты, а, наоборот, подавляем их. Кстати говоря, если бы целью всегда была норма, то эволюция вообще стала бы невозможной.
Я всегда стараюсь научить детей ценить, использовать и развивать свои таланты. Неспособность к учению при правильном отношении и развитии может стать не недостатком, а достоинством - ведь весьма часто она свидетельствует об активном состоянии тета-волн, а те-та-волны, как мы помним, напрямую связаны с творческими способностями. Следует всегда помнить о том, что сильные стороны каждого человека должны выявляться и в обязательном порядке развиваться. Нужно делать все возможное для того, чтобы увеличить индивидуальный творческий потенциал каждого человека.
Моя юная клиентка АД оказалась весьма творческим и интересным человеком. С ней было очень интересно побеседовать, у нее была прекрасно развита интуиция. Девочка имела массу достоинств. Ее отец отметил: "Она, как кошка, всегда приземляется на ноги". Я видела, что у нее в активном состоянии находятся тета-волны, а к ним она получает доступ благодаря также активным альфа-волнам. Когда я заставляла ее активизировать бета-волны одновременно со снижением активности тета-волн, АД становилась вялой и скучной, а если я помогала ей добавить бета-волны к уже активным тета- и альфа-волнам, то она оживала. Я понимала, что в результате снижения активности ее тета-волн она совершенно теряется.
Итак, следует помнить, что не все, чего требуют в школе, хорошо и правильно и что не следует стараться, чтобы ваш ребенок полностью отвечал поставленным обществом требованиям.
…
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
МЕДИТАЦИЯ и МАТЕРИАЛ ИНТЕЛЛЕКТА
Сознание можно рассматривать с двух точек зрения: состояние сознания и содержание сознания. Мы сначала остановились на состоянии сознания, которое, как уже говорилось, определяют волны мозговой активности. А что можно сказать о содержании? Что является материалом интеллекта? Как мы можем работать с этим материалом, понимать, направлять и использовать его?
Материал интеллекта может принимать несколько различных форм, а то, какую форму он принимает, зависит от волн, которые в данный момент формируют схему мозговой активности. Например, наш мыслительный процесс происходит при активизации бета-волн. Когда мы снижаем активность бета-волн, очищая мозг от мыслей, мы формируем чистое поле для содержания альфа- и тета-волн. Это содержание может состоять из образов, мечтаний, а также из подавленных воспоминаний и эмоций. Когда же мы добавляем к этой схеме еще и бета-волны, то создаем активное состояние интеллекта, Этим мы подготавливаем почву для такого содержания, как творческое мышление, активное решение проблем и самолечение. Можно сказать, что высокоэффективным интеллектом является интеллект, находящийся в активном состоянии и наполненный таким полезным содержанием.
Материал интеллекта, то есть его содержание, может быть как нужным и конструктивным, так и совершенно бесполезным. Из первой части этой главы вы узнаете именно то, как бороться с бесполезным содержанием интеллекта. Бесполезное содержание включает схему стабильных бета-волн, которые мешают опуститься на более глубокий уровень сознания. Потом мы перейдем к рассмотрению содержания, которое появляется на границе между сознанием и подсознанием (альфа-волны), а затем рассмотрим содержание подсознания (тета-волны).
Снижение активности бета-волн
Во многих состояниях бодрствования наблюдается чрезмерная активность бета-волн - такую схему мы раньше называли схемой расширяющихся бета-волн. Один из наиболее важных аспектов обучения управлению волнами мозговой активности - как раз обуздание бета-волн, приобретение навыков контроля над ними.
Описанные ниже упражнения приносят двойную пользу: во-первых, помогают снизить активность бета-волн, а во-вторых, они непродолжительны. Даже после одной минуты медитации вы почувствуете, что сняли стресс и сосредоточились. Эти упражнения можно использовать когда угодно, но прежде всего их следует применять, если ваш мозг захлестывает поток хаотичных мыслей.
Одноминутные приемы медитации
Остановитесь и присядьте на минутку. Не пытайтесь Управлять своими мыслями или как-либо Контролировать свой интеллект. Если хотите, монете смотреть на часы.
Теперь ответьте на вопрос: что происходило с вашим интеллектом в эту минуту?
Как много мыслей крутилось в вашей голове? Откуда они появлялись?
О чем вы думали? (Каково было содержание?) Как часто вы меняли объект своих мыслей?
o Были ли вы полностью в курсе о всех мыслях, ко-орые появлялись в вашей голове, или что-то не-уловимое все же витало где-то в глубине сознания? Можете ли вы представить, что бы было, если бы в течение этой минуты ваш интеллект находился в совершенно спокойном состоянии?
Расслабьте язык
Снова присядьте на минутку. Будет лучше, если вы закроете глаза. Вы можете поставить таймер или просто закончить выполнение упражнения тогда, Когда почувствуете, что минута уже прошла. Наверное, у вас не сразу получится точно установить время без помощи таймера, но в этом нет ничего страшного.
Позвольте своему языку расслабиться, сконцентрируйте свое внимание только на расслаблении языка и ни на чем другом.
Когда вы позволите своему языку расслабиться, то почувствуете, что он стал короче и толще.
Представьте, что он плывет у вас во рту.
Постарайтесь, чтобы ваш язык максимально расслабился.
Постарайтесь, чтобы ваши челюсти расслабились, а рот - немного приоткрылся.
Каждый раз, Когда вы выдыхаете воздух, ваш язык и челюсти должны расслабляться еще больше.
Это следует проделывать в течение одной минуты.
Если вы не использовали таймер, взгляните на часы. Сколько времени прошло? Что происходило с вашим интеллектом в течение этого времени?
o Как вам казалось: минута прошла быстрее или медленнее, чем в первый раз?
o Как много мыслей у вас было?
o Каким было содержание ваших мыслей?
o Как часто менялось содержание?
o Что, как вам казалось, происходило с вашими бета-волнами?
Просто расслабляя свой язык, вы можете избавиться от нежелательных мыслей и снизить интенсивность мыслительного процесса.
Снова попробуйте расслабить свой язык, но на этот раз после десяти или пятнадцати секунд начинайте думать.
o Что происходит с вашим языком?
o Становится ли он более напряженным?
o Что происходит с вашим мыслительным процессом?
o Труднее ли вам думать в то время, когда ваш язык находится в расслабленном состоянии?
Выполнение этого упражнения различными способами поможет вам понять, что расслабление языка является незаменимым ключом к успокоению интеллекта. Этот простой прием поможет вам научиться снижать активность бета-волн и почти мгновенно входить в состояние глубокого расслабления. Люди имеют склонность говорить сами с собой, когда думают. Даже если вы этого за собой не замечали, ваш язык все равно напрягается, когда вы думаете. Если вы обратите на это внимание, то обязательно заметите это. А если вы полностью расслабите свой язык, то не сможете говорить с самим собой, когда думаете. Это может несколько затруднить протекание мыслительного процесса.
Теперь давайте рассмотрим другие способы снижения активности бета-волн. Снижение активности бета-волн поможет вам лучше почувствовать полезные моменты активизации других волн. Один из способов достижения этого - нахождение предмета, на котором можно сконцентрировать бета-волны. При этом очень важна концентрация внимания.
Как часто вы дышите?
Одним из возможных предметов концентрации внимания является ваше собственное дыхание. Попробуйте следующее упражнение.
Установите на таймере одну минуту или просто смотрите на часы и считайте, сколько вдохов и выдохов вы делаете за эту минуту. Не пытайтесь изменять скорость своего дыхания. Вы должны дышать так же, как обычно. Считайте только полные циклы дыхания, то есть вдох и выдох.
Средняя скорость дыхания составляет от двенадцати до восемнадцати вдохов-выдохов в минуту. А какова ваша скорость дыхания? Если вы сконцентрируете внимание на своем дыхании и сделаете его более медленным, то вам удастся таким образом снизить активность бета-волн.
Замедлите свое дыхание
Положите ладонь на бедро. Когда вы вдыхаете, медленно поднимайте руку, а когда выдыхаете - опускайте. Ваша рука должна стать своеобразным регулятором дыхания, с помощью которого вы и сможете замедлить его.
Чрезвычайно важно следить за тем, чтобы вы не заставляли себя искусственно замедлять дыхание. Этот процесс должен быть плавным и естественным. Вы не должны задерживать свое дыхание и та Ким образом искусственно создавать себе Кислородное голодание. У вас просто должно быть намерение замедлить дыхание. Вы также можете несколько дольше обычного задерживаться в точках полного вдоха и полного выдоха. Но это ни в коем случае не должно создавать вам дискомфорт.
После выполнения этого упражнения снова замерьте скорость своего дыхания. На этот раз вам следует намеренно замедлять дыхание с помощью описанного выше приема.
Затем вы должны сравнить скорость своего дыхания до и после выполнения упражнения.
o Сколько вдохов-выдохов вы сделали на этот раз?
o Было ли их меньше, чем в прошлый раз?
o Как вам показалось, минута длилась больше или меньше обычного?
o О чем вы думали?
o Не забывали ли вы расслабить свой язык?
o Как вы себя чувствовали?
Обратите внимание на то, как всего одна минута замедления дыхания может снять стресс и помочь вам расслабиться.
Упражнения для концентрации внимания
Если вы научитесь концентрировать внимание на одном предмете, не допуская разброда мыслей, то получите возможность значительно снижать активность бета-волн. Это поможет вам также легче и быстрее входить в состояние медитации.
Сядьте и закройте глаза. Выберите какой-нибудь предмет, на котором вы будете концентрировать внимание. Этот предмет должен находиться на расстоянии нескольких футов и быть расположенным немного ниже уровня глаз. Вы можете поместить что-нибудь перед собой или использовать предмет, уже занимающий нужное положение. Люди часто выбирают в качестве такого предмета цветок, рисунок, напоминающий мандалу, или икону, представляющую какую-либо эстетическую ценность. Суть этого упражнения состоит в том, что смотреть надо на любую неопределенную (не имеющую особого значения) точку предмета, то есть если вы выбрали цветок, то вам следует смотреть на какую-либо точку на цветке, а не на весь цветок. Многие люди в таких случаях просто выбирают какую-нибудь точку на ковре.
Когда будете выполнять это упражнение, можете установить таймер на одну минуту или просто прекращать его выполнение тогда, когда почувствуете, что минута уже прошла. Иногда вам может показаться, что минута тянется дольше обычного или что она, наоборот, короче.
Сядьте поудобнее, так чтобы ваша спина была прямой, и сконцентрируйте внимание на выбранном вами предмете, а точнее, на выбранной вами точке.
думайте только об этой точке. Представьте, что ваше внимание проходит по прямой линии от ваших глаз до выбранной вами точки.
Позвольте своим глазам расслабиться, ваше зрение должно немного расфокусироваться. Точка, на которой вы концентрируете внимание, и окружающие ее предметы должны немного расплыться, Как бы подернуться дымКой. (Помните, что вы концентрируете внимание не на конкретном объекте, а просто на точке.)
Постарайтесь, чтобы ваш интеллект очистился от мыслей и образов, в ваших мыслях должна остаться только эта точка.
Теперь перейдем к вашим ощущениям.
o Как много мыслей у вас было?
o Насколько длинной казалась вам эта минута?
o Спокойно ли вы управляли фокусом своего зрения?
Некоторые люди предпочитают концентрировать внимание не на внешней, а на внутренней точке, то есть им больше нравится концентрировать внимание на какой-либо точке своего тела. В качестве таких точек часто выступают сердце, пупок, переносица, центр лба и темя. Вы в качестве такой точки можете выбрать любую точку своего тела, даже большой палец левой ноги. Выполнять упражнение следует с закрытыми глазами. Высшей формой этого упражнения является одновременная концентрация внимания на внешней и внутренней точках….
…
Альфа-волны с открытыми глазами
Если вы хотите творить с открытыми глазами, то сначала вам нужно на несколько мгновений остановиться и закрыть глаза. Вы должны обратиться в глубь себя. Вам следует направить ваше внимание в глубину своего сознания, Как это описывается в упражнениях для концентрации внимания, приведенных в четвертой главе. Ваш интеллект должен очиститься от мыслей, а вы должны сосредоточиться на своем дыхании и полностью успокоиться.
Когда вы почувствуете, что готовы, то можете медленно открывать глаза. Сначала вам их нужно чуть-чуть приоткрыть. Вы должны скорее обращаться в глубь себя, чем выходить во внешний мир. Ваши глаза могут приоткрыться еще немного - вы уже должны различать формы, силуэты и цвета, но вы еще не моЖете сознательно распознавать образы, формируемые этими формами, силуэтами и цветами.
После ваш взгляд должен остановиться на объекте приложения вашего творческого мышления. Этот образ должен сам прийти к вам. Вам не нужно выходить наружу, этот образ должен войти к вам.
Позвольте себе спуститься еще глубже, к скрытым источникам своего творческого мышления. Это позволит вам начать активизировать тета-волны с открытыми глазами. Вы должны погрузиться в глубины сознания, не теряя при этом объекта приложения творческого мышления...
Теперь приступайте к процессу творчества. Почувствуйте связь между внутренней глубиной и внешним выражением. При этом должен отсутствовать процесс сознательного обдумывания, должны отсутствовать бета-волны. Вам не следует анализировать, выносить суждения и ожидать чего-либо. Вы просто должны быть единым целым со своими творческими способностями. Взаимодействие между тем, что внутри, и тем, как это проявляется на внешнем уровне, должно проходить совершенно свободно. Вы должны почувствовать, что этот процесс протекает, и не должны мешать его протеканию. А кроме всего этого, вы должны еще и получать удовольствие от того состояния, в котором находитесь, и от процесса творчества.
Если вы внезапно почувствуете, что выходите из этого состояния, то вам нужно в обязательном порядке снова направить свое внимание в глубь себя. Вы можете даже закрыть глаза, если это вам, Конечно, поможет. Когда же вы почувствуете, что вам удалось сохранить это состояние, то снова можете сконцентрировать внимание на объекте приложения вашего творческого мышления.
Попробуйте применить этот способ, когда будете рисовать, чертить или делать что-либо еще, что требует зрительного внимания.
Тренировка волн мозговой активности в офисе
Медитация в офисе становится все более и более привычным занятием. Однако мне приходится встречаться с людьми, которые не чувствуют себя комфортно, когда медитируют на своем рабочем месте. Им приходится выходить во время ланча и медитировать где-то в парке или просто садиться на несколько минут в свой автомобиль. Одна моя студентка даже откинула назад сиденье автомобиля и каждый день выходила на полчаса, чтобы полежать в машине и помедитировать.
И хотя медитировать в машине не так уж плохо, а, наоборот, достаточно удобно, я жду того дня, когда компании будут предоставлять своим сотрудникам специальную комнату для медитации. Если же кому-либо по какой-то причине не нравится это название, то их можно назвать комнатами отдых'а, комнатами восстановления сил, комнатами уединения и т.д. Освещение в этой комнате должно быть весьма мягким, свет не должен резать глаза. В этих комнатах может играть приятная музыка, но она должна быть очень тихой, чтобы не раздражать. Кроме того, в этих комнатах никто не должен разговаривать. Такие комнаты должны быть обставлены удобной и разнообразной мебелью -- от кресел-качалок до кушеток. В них могут находиться живые цветы и тщательно подобранные картины. Работники не должны смущаться, когда закрывают глаза, чтобы помедитировать. Медитация должна, наоборот, поощряться - ведь с ее помощью можно быстро и легко решить какую-нибудь сложную проблему или восстановить силы после трудного совещания. В идеале по просьбе работников в таких комнатах должны также устанавливаться приборы обратной биологической связи.
Вы спросите, что же можно делать, чтобы расслабиться, сконцентрировать внимание и активизировать творческие способности, не имея в своем распоряжении комнат медитации?
1. Широко используйте одноминутную медитацию, Которая была описана в четвертой главе. Очевидно, что это будет легче сделать, если вы имеете персональный кабинет, а не делите его с кем-нибудь еще.
2. Практикуйте технику активизации альфа-волн с открытыми глазами, Которая была описана выше. Кстати говоря, для того чтобы использовать творческие состояния сознания с открытыми глазами, вам совершенно не обязательно быть художником или скульптором.
3. Дышите! Самый простой способ справиться со стрессом - концентрация внимания на своем собственном дыхании и попытки его замедлить. Например, Когда вы выслушиваете Жалобы или выговор от своего начальника, то можете одновременно концентрировать внимание на своем дыхании и пытаться его замедлить. Это поможет вам справиться со стрессом. Этот прием не только успокаивает, но и дает возможность отвлечься, что позволит вам увидеть правильные перспективы.
4. Попав в стрессовую ситуацию, вы также можете создать в своем теле замкнутую энергетическую цепь.
Для этого вам нужно сесть и сложить перед собой ладони. Также весьма эффективно сложить вместе подушечки больших и указательных пальцев обеих рук. Это помогает предотвращать утечку энергии и сохранять баланс.
5. Сядьте так, чтобы ваша спина была выпрямлена и расслаблена, а ноги были не скрещены. Эта поза также не даст блокировать энергию, Которая впоследствии может быть использована.
6. Сенсуализация! Если вы предполагаете, что попадете в очень сложную ситуацию, то, прежде чем это произойдет, проведите несколько минут в полном поКое. Используя все свои органы чувств, представьте, что вы вышли из этой ситуации с честью, и все закончилось, как нельзя лучше. Представьте, как все ваши действия оказываются решительными, творческими и подходящими для данной ситуации.
7. Используйте обычное занятие в качестве способа медитации. Например, когда вы направляетесь к аппарату с прохладительными напитками, старайтесь, чтобы ваш интеллект находился в активном состоянии. Обращайте самое пристальное внимание на все свои движения и на настоящий момент. Запоминайте все запахи, вкусовые ощущения, зрительные образы, звуки, тактильные и Кинестетические ощущения. Ощущайте каждую секунду текущего момента.
8. Поищите единомышленников среди ваших коллег. Вы можете быть удивлены тем, сколько любителей медитации
находились рядом с вами, а вы об этом даже не подозревали. Если медитация станет популярной темой разговора и популярным занятием, то вы сможете легКо практиковать ее более часто и значительно более открыто.
9. Поддерживайте других и помогайте им в нужный момент.
…
Как комбинации волн мозговой активности создают наши впечатления
Только что мы довольно подробно рассмотрели все четыре составляющие схемы волн мозговой активности: бета-, альфа-, тета- и дельта-волны. Каждое состояние нашего сознания в любой момент является одной из комбинаций этих четырех составляющих. Путем исследования упоминавшихся волн мозговой активности и того, как они взаимодействуют между собой, мы можем больше узнать о формировании наших настроений и впечатлений. Короче говоря, с помощью таких исследований можно приоткрыть завесу, скрывающую тайну формирования состояний нашего сознания.
В семидесятые годы существовало всеобщее убеждение, что определяющую роль в области формирования сознания играют альфа-волны. Но теперь, в конце девяностых, можно с достаточной уверенностью утверждать, что непосредственное влияние на формирование сознания оказывают также тета- и дельта-волны, а отсюда следует, что необходимо начинать их тщательное изучение. Некоторые из нынешних сторонников медитации считают, что тета- и дельта-волны не имеют такого значения, как альфа- и бета-волны. Другие исследователи склоняются к мысли, что существует иерархия волн мозговой активности, в которой они располагаются в следующем порядке: бета-, альфа-, тета- и дельта-волны. Третьи же вообще отрицают какую либо роль дельта-волн в процессе формирования состояний сознания; эту свою точку зрения они основывают на том, что дельта-волны малозначимы и что их в принципе невозможно измерить. В действительности, однако, можно с полной уверенностью говорить о том, что ни одна из категорий волн мозговой активности не имеет ведущего значения. Можно однозначно утверждать, что все волны взаимодействуют друг с другом и что только комбинации волн создают наше эмоциональное, ментальное и духовное настроение.
Следует отметить, что четыре крупные категории волн мозговой активности подразделяются на более мелкие в зависимости от частоты. Также нельзя не сказать, что схемы волн мозговой активности сугубо индивидуальны для каждого человека, они сохраняют определенные индивидуальные черты вне зависимости от происходящих в сознании человека изменений. Различные частоты волн мозговой активности подобны нотам в симфонии. В одном случае сочетание нот бывает нежным и мелодичным, в другом же может представлять собой настоящую какофонию. Наша цель - создание полноценной, мощной и гармоничной симфонии волн мозговой активности. Чтобы сочинить симфонию, нужно обладать определенными знаниями. Точно так же и в нашем случае для создания гармоничного состояния сознания необходимо знать, как комбинировать волны мозговой активности.
Левое полушарие - правое полушарие
Принято считать, что левое полушарие отвечает за логическое мышление и анализ, а правое - за творческие способности человека. Поэтому некоторые полагают, что при выполнении какого-либо определенного задания мы пользуемся одним из полушарий, причем выбор полушария зависит от рода задания. В действительности наш мозг представляет единое целое, и нами постоянно используются оба его полушария. Левое полушарие более ориентировано на детали, оно больше входит в частности, правое же полушарие, наоборот, больше ориентировано на рассмотрение общей картины, но для полноценного осуществления процесса мышления необходима одновременная деятельность обоих полушарий. В идеале схемы волн мозговой активности одного и второго должны быть симметричны, но довольно часто встречаются и асимметричные схемы. Медитация и тренировка волн мозговой активности способствуют созданию баланса между схемами волновой активности обоих полушарий головного мозга.
Нельзя не отметить, что оба полушария головного мозга принимают участие как в процессе мышления, так и в процессе творчества. Отсюда следует, что всплеск творческой активности не означает "переключения" с левого полушария на правое. Такая вспышка скорее объясняется
одновременной активизацией в обоих полушариях головного мозга разных волн мозговой активности. К примеру, сначала активизируются бета-волны, а потом к ним присоединяются альфа-, тега- и дельта-волны.
Активный интеллект
"Эврика! Я добился этого. Теперь мне все понятно. На какие-то несколько мгновений на меня снизошло озарение. Ну почему такая ясность мысли не присутствует всегда?"
Вы знаете, что вы знаете! Вы поняли все до конца. Возможно, такие моменты, когда кажется ясным и понятным все, и наталкивают на мысль о вдохновении, о всплеске творческой активности. Случается, что застарелые проблемы внезапно начинают казаться не такими уж сложными, а даже весьма простыми или вообще незначительными. В таких случаях мы восклицаем: "Как же мне это раньше не пришло в голову?" или "Это же элементарно!" В таких ситуациях у человека возникает ощущение какого-то озарения. Создается впечатление, что все вокруг просто и понятно; вся Вселенная, кажется, освещена каким-то светом. Когда у человека возникают такие ощущения, это означает, что его интеллект вошел в активное состояние.
Схемой волн активного интеллекта является комбинация из всех четырех волн мозговой активности. Когда человек одновременно производит альфа-, бета-, тета- и дельта-волны в нужных пропорциях, он обладает обостренным восприятием, обеспечиваемым дельта-волнами, и творческим вдохновением, которое является продуктом действия тета-волн, а также находится в состоянии легкого расслабления (альфа-волны) и готовности к сознательному мышлению (бета-волны). Не забывайте, что все описанное происходит одновременно. …"