Инструктору очень важно поддерживать участников класса при помощи музыкального сопровождения, при желательно, чтобы ритм музыки подходил под оптимальный ритм движения, а также при помощи словестного обращения к практикующим. В своей преподавательской деятельности я часто использую такие выражения, как: «Будьте внимательны ко всем ощущениям в вашем теле! Старайтесь проживать их в полной мере! Не забывайте про концентрацию в области межбровья… Чувствуйте, как мышца вдоль позвоночника становятся гибкими… Пусть ваше дыхание будет активным, пусть оно поддерживает вас в этом движении!». Такие реплики позволяют участникам класса сконцентрировать своё внимание на всех телесных ощущениях, даже на мышечной боли. При этом они не стремятся избежать неприятные ощущения, а просто наблюдают за ними.
Такие технологии поддержки группы во время выполнения активных упражнений могут быть использованы довольно часто в процессе разминочного комплекса. Если же мы возьмём в пример статичное упражнение, такое как «берёзка», то в этом случае важно акцентировать внимание на медленном глубоком дыхании животом, которое снимает напряжение в мышцах и помогает перенести своё внимание на сам процесс дыхания, отвлекая его от неприятных ощущений во время поддержания позы.
Также важным инструментом Кундалини йоги, помогающим преодолеть болезненные ощущения, является Дыхание Огня. Благодаря ему организм освобождается от токсинов, оно придаёт жизненные силы и увеличивает физическую выносливость, обеспечивает синхронизацию биоритмов систем тела, восстанавливает баланс между симпатической и парасимпатической нервными системами. Но самое его важное качество, по моему мнению, - дыхание Огня увеличивает доступ кислорода к мозгу, пробуждая сфокусированное и нейтральное состояние ума.(рук. По обреет. Аб. Бал.)Это качество данной техники дыхания позволяет человеку развивать навык наблюдения всех процессов, происходящих в его теле, как физических, так и умственных, осознание которых является основным принципом Кундалини йоги. Данная техника используется во многих упражнениях, крийях и медитациях.
После завершения разминочного комплекса необходимо провести релаксацию. Релаксация – это искусство позволить работе, которую выполнил практикующий, укрепиться и стать эффективной.(йога для процветания) Оптимальное время для релаксации после разминки, а также во время крийи между упражнениями – 1-2 минуты. Для того, чтобы ввести человека в релаксацию, преподавателю важно помочь ему расслабить полностью тело и ум. Это можно осуществить также с помощью вербальной поддержки. На своих классах я часто практикую следующие словесные выражения: « Расслабьте полностью ваше тело...Почувствуйте, как волна расслабления растекается по всему вашему тело, обволакивая область головы, шеи, плеч, мягко переходя в область рук, грудной клетки и живота… полностью расслабьте ваши бёдра, колени, икры…Почувствуйте, как каждый пальчик на вашей ноге полностью расслаблен…Мысли, словно ручей, протекают мимо вас…Просто наблюдайте за их потоком…» Такая технология вербальной поддержки позволяет перемещать внимания человека поэтапно к различным областям его тела, наблюдая за проявлением напряжения в них и снимая это напряжение. Релаксация также используется по завершению крийи, но продолжительность её в этом случае варьируется от 10 до 14 минут (если нет специальных указаний – 10 минут). Задача длительной релаксации состоит не просто в отдыхе после основного комплекса упражнений, но в наработке навыка поддержания осознанности, когда тело находится не в подвижном состоянии, при этом на грани сна. Тонкость данной практики заключается в полном расслаблении тела и ума, при этом удержании своего внимания на внутренних процессах длительное время, не уходя в состояние транса.
Во время проведения длительной релаксации на своих классах по Кундалини йоге, я часто использую несколько приёмов, позволяющих поддерживать внимание участников. К ним относятся подбор музыкального сопровождения, которое может меняться в процессе релаксации в зависимости от произносимого мною текста. Приведу пример такой синхронизации вербального послания и музыки: « Когда вы чувствуете ваше тело полностью расслабленным, постарайтесь понаблюдать, как по нему растекается энергия, проходя через все чакры, наполняя вас теплом и приятными ощущениями… А сейчас ощутите, как в области вашего Сердечного центра концентрируется эта энергия, преобразуясь в распускающийся цветок лотоса…Он распускается постепенно, лепесток за лепестком…Попробуйте визуализировать этот цветок…Движения его лепестков похожи на танец… Понаблюдайте за этим танцем… Почувствуйте, его внутри себя…Станьте этим цветком…». В тот момент, когда я произношу метафору о танцующем лотосе, я меняю музыкальное сопровождение с более глубокой и расслабляющей композиции, способствующей расслаблению тела и успокоению ума, на новую мелодию, вибрации которой позволяют более чётко представить образ цветка в движении. Данный приём помогает создать более полноценную картинку ощущений тела, а также делает этот процесс интересней для самих практикующих.