Ковалева Элина «Экзистенциальный кризис личности и методы, способствующие его успешному разрешению»
Кризис происходит от древнегреческого κρίσις - решение, поворотный пункт - суд, переворот, пора переходного состояния, перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы.
Кризисом можно назвать ситуацию, когда:
1. в результате функционирования системы имеет место ущерб;
2. невозможно продолжение функционирования в рамках прежней модели;
3. неотлагательно требуется принятие решения;
4. появляется шанс на обновление.
В китайском языке кризис записывается двумя иероглифами Wei-Chi, что означает:
1. «Вэй» - «опасность», «страх»;
2. «цзи» - «возможность».
Экзистенция - от латинского exsistentia - существование, от глагола ex-sisto, ex-sistere -выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться. Это философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия, внутреннего бытия человека; того непознаваемого в человеческом "Я", вследствие которого человек предстает как конкретная неповторимая личность.
В нашей работе для анализа экзистенциального кризиса, причин его возникновения, психотерапевтических методов разрешения мы опираемся на труды «Человек в поисках смысла» В.Франкла, «Экзистенциальная психотерапия» И. Ялома, «Проект Атман» К.Уилбера. Для изучения телесно-ориентированных, медитативных методов помощи используем работы А.Минделла «Кома: Ключ к пробуждению. Самостоятельная работа над собой. Внутренняя работа со сновидящим телом», «Проект Атман» К.Уилбера , М.Фельденкрайза «Осознавание через движение».
Значимость исследовательской работы заключается в последующей возможности использовать материал для разработки методического пособия по обсуждаемой проблематике и для практического применения при психологической помощи.
Каждый этап развития отмечен дифференциацией, трансценденцией, оперированием и интеграцией:
Перспективы видим в том, чтобы подобрать в дальнейшем диагностические методы и по возможности апробировать программу практик на выборке людей, находящихся в экзистенциальном кризисе. А также использовать материал для разработки методического пособия по обсуждаемой проблематике.
Экзистенциальный кризис - состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования.
Сразу хотелось бы отметить, что экзистенциальный кризис, при всей сложности ситуации, в которой оказывается человек, является определенным этапом в процессе его развития, и уже по своему определению имеет потенциальную возможность к разрешению, обновлению, выводу личности на более высокий уровень развития.
Экзистенциальный кризис наиболее распространен в культурах, где основные нужды для выживания, базовые потребности человека уже удовлетворены, именно в таком «обществе изобилия» мы и живем. Кроме того, темы экзистенциального кризиса, напрямую или косвенно, касается индивидуум, находящийся в кризисе среднего возраста (30-40лет). Когда человек переоценивает свой жизненный опыт, сожалеет о безвозвратно упущенных возможностях, о которых мечтал в детстве и юности, и вполне реалистично осознает собственную смерть. Человек в этот период вполне логично может задаться вопросом о смысле своей жизни, переоценке ее т.д.
Теория и методология исследования.
Данная проблематика интересовала многих писателей, ученых, философов и мыслителей. Тем или иным образом вопросы о смысле существования затрагивались в произведениях Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского; экзистенциальная философия освещается в творчестве Ж.-П. Сартра, К.Ясперса, С.Кьеркегора, М.Хайдеггера, Н.А.Бердяева, А.Сурожского. Изучению проблем человеческой экзистенции посвящены научные труды В.Франкла, И.Ялома, Р.Мэя и многих других.
К. Уилбер вводит еще одно важное различие: «трансляция оперирует знаками, а трансформация — символами». Знак – это форма, указывающая на какой-либо элемент внутри данного уровня, представляющая его или связанная с ним. Тогда как символ указывает на какой-то элемент иного уровня (более высокого или более низкого). Следовательно, все, на что индивид может указать на своем актуальном уровне сознания, будет только знаком; все, что выше него, может обсуждаться или мыслиться лишь при помощи символов, и они могут быть окончательно поняты только после трансформации на сам этот более высокий уровень. [4]
Эволюция, по мнению К.Уилбера - есть развертывание высших структур, для того чтобы эволюция вообще происходила «эти высшие структуры должны в некотором смысле присутствовать с самого начала: они должны быть свернутыми, в качестве потенциальной возможности, в низших формах… Потенциальная возможность – «это и есть фоновое бессознательное»… «Зародыш «обладает» фоновым бессознательным; по существу, это все глубинные структуры, существующие, как потенциально готовые возникнуть в какой-то точке будущего через воспоминание ... Развитие или эволюция состоит из серии иерархических трансформаций или развертываний глубинных структур из фонового бессознательного, начиная с наинизших (плерома и тело) и заканчивая наивысшими (Бог и Пустота)…Фоновое бессознательное по большей части… лишено поверхностных структур, поскольку последние в основном выучиваются в ходе развертывания (вспоминания) глубинных структур». [4]
Границы между уровнями условные, один уровень переходит в другой постепенно и что самое главное последовательно. У самости отсутствует возможность перейти на более высокий уровень развития или приобрести, свойственные ему характеристики, минуя промежуточные.
«Когда какая-то серия трансляций терпит неудачу и прерывается… индивидуум готов к основной трансформации. Всякий раз, когда не удается трансляция, следует трансформация — и это может быть прогрессивная или регрессивная трансформация, в зависимости от тех или иных факторов. Более высокий порядок появляется при посредстве или помощи нескольких типов символических структур... Каждая трансформация знаменует собой возникновение в сознании нового и более высокого уровня с новой глубинной структурой (символической матрицей), в пределах которой могут разворачиваться и оперировать новые трансляции поверхностных структур (знаковая матрица). Эволюцией является серия таких трансформаций, то есть изменений в глубинной структуре, опосредуемых символами или вертикальными формами в сознании. И что самое важное, что «все эти глубинные структуры вспоминаются» (всплывают их фонового бессознательного), «а все поверхностные выучиваются».
1. в сознании возникает (при помощи символических форм) структура более высокого порядка;
2. самость отождествляет свое бытие с этой более высокой структурой;
3. рано или поздно возникает структура еще более высокого порядка;
4. самость разотождествляется с низшей структурой и смещает свою сущностную тождественность к высшей;
5. тем самым сознание трансцендирует низшую структуру;
6. сознание становится способным оперировать ею с более высокого уровня;
7. все предыдущие уровни могут быть интегрированы в сознании.
Всякий раз, когда человек вспоминает какую-то глубинную структуру более высокого порядка, более низкоупорядоченная структура попадает в ту же категорию. То есть в каждой точке эволюции то, что было целым на одном уровне, становится лишь частью целого более высокого порядка на следующем, форма самости становится просто компонентом самости более высокого порядка. Таким образом, следует отметить важные моменты эволюции или трансценденции:
то, что является целым, становится частью;
то, что является отождествлением, становится отстранением;
контекст становится содержанием (то есть контекст познания/опыта на одном уровне становится просто содержанием опыта на следующем);
то, что является фоном, становится фигурой (которая высвобождает фон более высокого порядка);
то, что субъективно, становится объективным (до тех пор, пока оба термина не станут бессмысленными);
условие становится элементом (например, ум, который априори является условием эгоического опыта, становится просто элементом опыта в более высоких областях, его уже не используют в качестве основного источника познания окружающего мира, тем самым не искажая видение его). [4]
Таким образом, самость одного уровня отождествляет себя со своей структурой, далее при помощи символов начинают всплывать из фонового бессознательного элементы более высокого уровня. Необходимо отметить, что на этапе перехода самость испытывает привязанность к своей структуре («сила Эроса») и «тревогу разделения» («сила Танатоса»), связанную с отказом от своего бытия. Если самость выдерживает «тревогу разделения» (этому также может способствовать сила притяжения («Эроса») к элементам новой структуры, мотивация) она может дифференцироваться от нынешней структуры, разотождествиться с ней, перейти на новую структуру (трансцендировать) и потом интегрироваться со вновь возникшей более высокой структурой. Если не выдерживает, то остается отождествленной с прежней структурой, прекращаются дифференциация, рост и трансценденция.
Уровень кентаврической самости
На предыдущей стадии эгоической самости индивид нормально управляется со своими разнообразными масками (в случае если нет фиксаций), затем начинает дифференцироваться от этой самости, полностью разотождествляясь с «эго», чтобы посредством трансформации раскрыть единство более высокого порядка - кентаврическую самость. На этом уровне интегрированы элементы более низкого уровня тело, Персона, Тень, «эго». Интегрированную самость, в которой ум и тело составляют одно гармоничное целое, К. Уилбер называет «кентавром» или «тотальным телом-умом».
Кентавр в качестве своего уже интегрированного содержания (приобретенного опыта) знает все свои теневые аспекты, все свои роли и маски, он не привязан к ним, может по необходимости использовать их, но свободен от их применения или влияния. «Эго» с функциями тотального контроля, установок и долженствований также отходит на второй план, самость имеет способность познавать его, свободно вступать во взаимодействие с ним и его содержимым. «Эго» перестает быть единственным источником познания мира, отражения реальности. Что же становится фигурой, контекстом познания у кентавра?
Данной стадии приписывают автономию, интегрированность, аутентичность, спонтанную волю, интенциональность, само-актуализацию, способность интенсивно жить в настоящем т.д., и им нет прямого доступа с уровня «эго». Все эти понятия тесно связаны с экзистенциальной областью, следовательно, экзистенциальный кризис личность может переживать только на уровне кентавра.
По мнению Уилбера, «ни «эго», ни тело, ни бессознательное не могут быть «автономными», а могут существовать только как части целостности. И именно в этой целостности (кентавре) должны иметь свое основание воля и свобода». Действительная автономия (и самоактуализация) должны быть (и по определению только и могут быть) результатом сознательного возникновения этой целостности — своего рода сдвига тождественности с любого из фрагментов («эго», маски, тела) на их первичную и более высокую интеграцию. Когда человек чувствует или воспринимает собственную самость как первичное тотальное бытие, он принимает — может принимать — ответственность за все свое бытие-в-мире, обладает «спонтанной волей». [4]
«Спонтанная воля исходит от тотального тела-ума, тело движется как целое, а опыт характеризуется раскрепощенностью и открытостью воображения». В отличие от другой воли, «исходящей от напряженного и целеустремленного «эго» и Супер-«эго»,… в которую входят какие-то навязчивые элементы, какая-то обязанность принимать решение с элементами за что-то и против чего-то».
К «спонтанной воле» близко понятие «интенциональность». Интенциональность — «это спонтанная воля кентавра, в котором едины тело и сознание, а образное видение или высокая фантазия — это его язык». «Образное видение» или процесс «высшей фантазии» - по Уилберу, является познавательным аспектом интенциональности. Иными словами интенциональность — это «наделенная воображением внимательность, которая лежит в основе наших интенций (намерений) и формирует наши действия». Высокая фантазия — является «выражением тотального бытия, включающим и сознательный, и бессознательный аспекты, и направлена не назад, к инстинктам, а вверх, к высшим формам бытия и осознания, трансцендирующим грубую телесную ориентацию», т.е. тонким областям. Для сравнения «низкая» фантазия - является «первичным содержанием бессознательных ментальных процессов, бессознательные фантазии касаются, в первую очередь, тела и представляют инстинктивные тяготения к объектам». [4]
Аутентичность (от греч. authentikys - подлинный) – подлинность, не требующая доказательства; способность человека в общении отказаться от различных социальных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению /К. Роджерс. Согласно Уилберу, настоящая аутентичность возможна лишь у того, кто транс-социален в своем бытии. Взрослые (на уровне «эго») думают и воспринимают мир в русле стереотипов, расхожих (созданных обществом) наименований, категорий и понятий. На уровне кентавра происходит «демонтаж автоматических структур восприятия и познания», который «позволяет получить выигрыш в интенсивности и богатстве чувственного опыта за счет потерь в абстрактной категоризации (или в культурно-согласованном познании вообще)». Т.е. кентаврическая самость обращает свой интерес непосредственно к объекту, в восприятие вовлечены «целостный объект и целостное бытие наблюдателя», научается снова видеть реалистично объективный мир, минуя «эго» - концептуальных трансляций, и получать полное удовольствие от чувственного столкновения с ним».
На уровне кентавра трансформации подвергается и временная форма. Доминирующей формой времени становится непосредственное и живое настоящее, но, кроме того, «индивид имеет теперь полный доступ ко всему традиционному миру расширенных временных реалий. Он вовсе не ограничен настоящим (как телесное «эго» ребенка), а укоренен в нем и не пребывает в неведении относительно исторического времени, он просто уже не привязан к нему (как «эго»). Тифон - это до-последовательное время, он не ведает о мире линейного времени, кентавр - транс-последовательное… Способность жить полностью в настоящем является первостепенной характеристикой кентавра,… терпимость к неопределенности и способность интенсивно жить в настоящем являются аспектами высших стадий внутреннего роста» [4]
Значимым приобретением, вернее преображением, на уровне кентавра становится возрастание спонтанности. «Исследования импульсивной экспрессии и спонтанности показывают, что ребенок разделяет эти черты с наиболее развитыми взрослыми, тогда как у индивидов на промежуточных стадиях (области среднего «эго»/маски) таких черт нет». Это означает что, «они прогрессируют за пределы жестких форм контроля «эго» к стадиям над-эгоического контроля… Кентавр демонстрирует над-вербальную, транс-контролируемую, над-сдерживаемую свободу».
К. Уилбер подчеркивает, что «хотя у этого уровня есть доступ к языку, культурно-согласованному познанию, эгоической логике и воле, он способен выходить и выходит за их пределы, к неиспорченному сенсорному осознанию и непрерывному психофизиологическому потоку, а также к высокофантазийному процессу интуиции и интенциональности. Данный уровень разворачивается над языком, логикой и культурой, и все же является не довербальным и пред-культурным, а трансвербальным и транскультурным». Автор особо выделяет, что «рассматриваемый уровень, будучи трансвербальным, не является трансперсональным. Иными словами, трансцендируя язык, грубые понятия и грубое «эго», он не трансцендирует существование, личностную ориентацию или пробужденное психофизиологическое осознание. И хотя это последняя стадия, подвластная обычным формам пространства и времени, эти формы все еще присутствуют». [4]
Кентавр или интеграция тела и ума — новая и более высокая форма на пути к Единству. Но, чтобы попасть на эту новую стадию, человек должен умереть для старой — должен принять смерть «эго». А этот процесс влечет за собой новую тревогу разделения: страх умирания для исключительной тождественности с эгоической концепцией себя. Вообще говоря, тревога разделения может оказаться ужасной, особенно на нынешней стадии коллективной эволюции, когда все, выходящее за пределы «эго», рассматривается с крайней подозрительностью и обычно подпадает под диагноз до-эгоического.
Пока индивид остается отождествленным с «эго» и действует посредством эгоических желаний и инцестов (слияний, сил Эроса), он уязвим для эгоической кастрации (болезненного разрушения, сил Танатоса). Поскольку «эго» транслируется при помощи понятий и идей, атаку на эти идеи оно воспринимает как смерть. Так как у «эго» имеются определенные влечения к власти и цели, их фрустрацию оно также воспринимает как смерть. Все это является не чем иным, как некой формой эгоической кастрации. Пока есть «эго» и эгоический инцест, существуют и эгоическая смерть и кастрация.
Для дальнейшего развертывания кентаврической самости основными мотивирующими силами становятся интенцианальность и самоактуализация за пределы традиционных форм бытия. Отсутствие смысла в жизни, есть отсутствие самоактуализующегося Эроса. Однако из за страха смерти самость может не позволять интенциональности возникать из фонового бессознательного, находить смысл в своей жизни.
К. Уилбер так описывает это состояние:
«Поскольку я страшусь смерти тотального тела-ума, мне следует быть осторожным в жизни, мне приходится сдерживать, тормозить и замораживать мое целостное бытие. Поэтому я замораживаю свои интенциональность и образное видение: нет никакого видения моей жизни и ее смысла в целом, и я остаюсь только со старыми эгоическими волнениями и линейными абстракциями. Их привлекательность давно затерлась, они стали унылыми и скучными, но я все равно боюсь тронуться с места. Я застыл на этом новом уровне, потому что встретился на нем лицом к лицу со смертью. Я обнаружил более высокую самость только чтобы увидеть, что она подвергается глобальной угрозе со стороны столь знакомого мне оскаленного черепа Смерти. Теперь у меня есть возможность нового, более высокого Эроса (самоактуализации), но его пробуждение неизбежно влечет за собой ужас нового, более тонкого Танатоса - кастрации тотального тела-ума. Я обрел тотальную самость для того, чтобы столкнуться с тотальной смертью. И теперь для меня невозможно осмысленно направлять свою будущую жизнь, потому что я испуган жизнью в настоящем...». [4]
Страх смерти, происходит в каких-то незначительных формах и на всех предыдущих уровнях (в качестве кастраций этих уровней), но на уровне кентавра индивид впервые сталкивается с жизнью и смертью тотального тела-ума, и страх смерти способен подстроить все для замораживания потенциальных возможностей данного уровня, потенциалов самоактуализации и возможностей фундаментального смысла существования.
«Когда все эгоические влечения исчерпываются и теряют привлекательность, душа естественным образом втягивается в размышления о жизни, о самой себе и бытии, и тогда неизбежно возникает проблема смысла и само-актуализации, так что тотальное тело-ум встает перед дилеммой. Согласно экзистенциалистам, эту дилемму следует встречать лицом к лицу и проходить через нее (а не вокруг нее), с тем чтобы воскресить «образное видение своей собственной жизни, ее интенциональность и смысл». [4]
«Кентаврическая самость впервые начинает сознательно и серьезно размышлять о смерти и вообще признавать ее. Кентавр не принимает - и не способен принимать - собственную смерть; но это первое само-ощущение, у которого достаточно сил, чтобы открыто встретиться со смертью и противостоять ей. И именно поэтому «неподлинная личность (тифонических и эгоических областей) испытывает тревогу не так часто и не столь остро. У такого индивида нет того живого осознания одинокой и неожиданной смерти, которое Хайдеггер считает атрибутом подлинности». [4]
Кроме того, есть только один путь трансценденции угрозы смерти кентавра - трансцендировать самого кентавра: дифференцироваться от него, разотождествиться с ним. А это значит, что нужно умереть для кентаврического инцеста. Как ни странно это поначалу звучит, человек должен идти за пределы «смысла своей жизни».
Кентавр, как и любая из предшествовавших структур, действительно выполняет необходимую, но промежуточную функцию. Главный смысл кентавра - который действительно является относительно сильной и действенной структурой - в том, чтобы «создать самость, достаточно сильную чтобы умереть». Если человек может выдержать дифференциацию от всего этого - может выдержать эту новую и требовательную тревогу разделения, отказ от кентаврических инцестов и выход «за пределы самоактуализации» и «автономии», то есть, фактически, выдержать отказ от личностной жизни в целом, тогда он открыт навстречу трансперсональным областям тонкого и причинного планов сознания. [4]
Методы, способствующие успешному разрешению экзистенциального кризиса
Поскольку на экзистенциальном уровне отсутствует разделение целостного организма на противопоставленные друг другу душу и тело, психотерапия этого уровня преимущественно направлена на целостную и конкретную актуализацию человека. На исцеление разрыва между умом и телом, произвольным и непроизвольным, намеренным и спонтанным, что способствует переменам в ощущении себя и реальности.
Здесь следует вспомнить, что на экзистенциальном уровне возникают два фундаментальных противопоставления: субъект - объект (или самость и иное) и жизнь - смерть (или бытие и небытие).
Таким образом, психотерапевтические методы экзистенциального уровня обращены к целостному психофизическому организму, к кризисам, которые могут иметь здесь место, а также к его огромным возможностям. Эта группа включает как психотерапевтические подходы - экзистенциальную психологию, гештальттерапию, логотерапию, гуманистическую психологию в целом, так и подходы, более ориентированные на тело, - биоэнергетику, хатха-йогу, структурную интеграцию, чувственное осознание и другие телесно-ориентированные практики. Несмотря на различия, все они стремятся к воссозданию подлинной и конкретной целостности человеческого организма. [5]
К. Уилбер видит задачу терапевта, работающего на кентаврическом уровне, в том, чтобы уговорить «эго» приступить к восходящей трансформации для достижения уровня кентавра. И это означает, что терапевт начнет с того, что даст индивиду новый способ транслировать реальность. Свои экзистенциальные трансляции терапевт будет выставлять против эгоических (или личностных) трансляций клиента, пока «эго» не сможет трансформироваться в кентавра. Терапевт стратегически подрывает и расстраивает старые эгоические трансляции и инцесты и одновременно преподает и поощряет новые, более высокие кентаврические трансляции, до тех пор, пока клиент не окажется способным искренне и свободно их усваивать и принимать.
Терапевт транслирует реальность с кентаврического уровня и тем самым выявляет тот же уровень самости у клиента. «Терапевт задействует у клиента язык его высшей самости и проживает за него и для него этот язык или эту форму, пока клиент не станет жить этим сам. Терапевт просто оказывает содействие в возникновении-всплытии (через вспоминание) кентаврического уровня из фонового бессознательного». [4]
Экзистенциально-кентаврический терапевт содействует трансформации, налагая на клиента особые условия, и эти особые условия действуют как символы трансформации. И в этом отношении подойдет любая из характеристик кентавра: терапевт может использовать интенциональность, образное видение, пребывание в настоящем или упражнения для достижения единства тела-ума и т. п.
Экзистенциальные психотерапевты, ориентированные на работу с уровнем кентавра, глубоко занимаются вопросом основополагающего смысла жизни. Не эгоистического смысла, которое заключается в том, чтобы что-то делать, а выйти за пределы «эго» (следовательно, и за пределы такого смысла), к смыслу, связанному не столько с действием, сколько с бытием. Найти основополагающий смысл жизни на уровне кентавра значит открыть, что сам процесс жизни производит радость. «Смысл обнаруживается не во внешних действиях или обретениях, но во внутренних светоносных потоках вашего собственного существа, в явлении и налаживании отношений этих потоков с миром, с друзьями, человечеством в целом и самой бесконечностью». [3]
По Уилберу, «найти в жизни настоящий смысл значит также принять, что в жизни есть смерть, подружиться с непостоянством сущего, отпускать с каждым выдохом все тело-ум в пустоту. Безусловно соглашаться на смерть с каждым выдохом – значит возрождаться и обновляться с каждым вдохом. С другой стороны, отвращаться от смерти и непостоянства каждого мгновенья – значит каждое мгновение отвращаться от жизни, ибо эти два суть одно». [3]
Медитативные методы
Медитация — это непрерывный инструментальный путь трансценденции или внутреннего роста. Это естественное и упорядоченное развертывание последовательных более высоких единств, пока не остается одно только высшее Единство, пока все потенциальное не станет актуальным, а все фоновое бессознательное не развернется, как Сознание.
Медитация, следовательно, происходит так же, как и все другие акты роста/возникновения: одна трансляция постепенно сходит на нет, утрачивая исключительную власть над сознанием, вспоминается глубинная структура более высокого порядка, которая затем ложится в основу и создает новые поверхностные структуры. Происходят дифференциация, разотождествление, трансценденция и интеграция. Медитация — это эволюция, это трансформация — в действительности, в ней нет ничего особенного. Она выглядит весьма таинственной для «эго», потому что представляет собой развитие за его пределы. [3]
Как отмечалось выше, каждая трансформация в развитии обязательно требует отказа от имеющейся конкретной трансляции (или, скорее, от ее исключительности). Для человека, уже эволюционировавшего от плеромы до тифона и до «эго», трансформация в высшие области требует постепенного свертывания эгоической трансляции и отказа от нее (но не разрушения). Такие эгоические трансляции обычно составлены из вербальных мыслей, понятий и эмоциональных реакций на них. Следовательно, медитация состоит в начале в способе прерывания концептуального транслирования, чтобы открыть путь трансформации высшего уровня. По существу, это означает расстройство существующей трансляции и поощрение новой трансформации.
Существует разные формы медитации — основывающихся на сосредоточении или на восприимчивости, сопровождающихся повторением мантры или безмолвных. В медитации сосредоточения особое условие имеет определенную форму; в медитации восприимчивости оно «бесформенно» — однако оба они представляют собой предписываемые обязательные особые условия. Особыми условиями медитации чаще всего выступают: отсутствие избеганий и привязанностей, полное приятие всего, субъект-объектное единство, любовь и т.д. Медитация сосредоточения-поглощения прерывает низшую «эгоическую» трансляцию путем ее остановки, медитация восприимчивости-рассредоточения - путем наблюдения за ней. [4]
Общим для них обоих является то, что в них самое существенное и эффективное: создавать помехи для трансляции путем сосредоточения и наблюдать трансляцию путем рассредоточения можно только со следующего, более высокого уровня. Цель одна и та же — прерывание трансляции низшего порядка. Как только наличная эгоическая трансляция начинает ослабевать, перед индивидом впервые предстает подсознательно-погруженное бессознательное. При этом всплывают всевозможные странные, скрытые и незначительные воспоминания, которые не вытеснялись, а были просто забыты или предсознательны. Естественно, что как только действие вытеснителя ослабевает, вытесненное обретает тенденцию к возвращению. Это значит, что вытесненное погруженное бессознательное теперь будет всплывать, а иногда и прорываться в осознание. Индивид сталкивается со своей Тенью. Он может потратить месяцы или даже годы на единоборство с собственной Тенью, и как раз здесь традиционная психотерапия, безусловно, может послужить дополнением к медитации.
До этой стадии в медитации происходило следующее: индивид — благодаря ослаблению эгоической трансляции и внедренного бессознательного — «пережил заново» свою жизнь вплоть до настоящего момента. Он открылся всем травмам, фиксациям, комплексам, образам и теням всех предыдущих уровней сознания, которые до сих пор возникали в его жизни, — плеромного, уроборического, тифонического, вербального и ментально-эгоического. Все это в каком-то смысле подлежит пересмотру, в котором особенно нуждаются «воспаленные места» — фиксации и вытеснения, происходившие на предыдущих уровнях его бытия. [4]
Медитация восприимчивости ведет прямо и непосредственно к бессознательному, а медитация сосредоточения «настолько погружена в свой объект, что все остальное, включая послания из бессознательного, недоступно осознанию. Поэтому конфронтация с бессознательным может происходить только после того, как отброшен объект концентрации или завершена практика». Однако это не относится к тонкому всплывающему бессознательному, ибо в состоянии тонкой поглощенности в мантру или в звук нада человек находится в прямом контакте с этим, прежде бессознательным, состоянием. Путь сосредоточения раскрывает эту тонкую сферу — этот аспект всплывающего бессознательного — совершенно прямым и непосредственным образом в течение самой практики.
Тонкая медитация действительно помогает прервать эгоическую трансляцию, так что когда человек прекращает тонкую поглощенность, он на самом деле является открытым для вторжения Тени. В медитации восприимчивости же человек открыт всему, что возникает, когда бы это ни произошло, и поэтому он «видит» Тень сразу, как только прекращается ее вытеснение.
Когда тонкая область всплывает из фонового бессознательного в осознание, случаются разнообразные высокие архетипические видения, звуки и озарения. Возникают все более и более тонкие трансляции, затем рано или поздно они подрываются, и происходит трансформация к новым и еще более тонким трансляциям. Это не что иное, как развитие в тонкой области.
Кундалини Йога – это технология осознания, которая работает на нескольких уровнях:
1. физическом и психофизическом – работа с физическими, соматическими последствиями стрессов;
2. психологическом – самоисследование, разрешение внутренних конфликтов, кризисных состояний, личная трансформация, достижение интеграции личности, ресурсная самореализация;
3. социально-психологическом – разрешение проблем коммуникации и социальной интеграции.
4. духовном – удовлетворение личности в трансцендировании, нахождении ответов на основные вопросы человеческого бытия. [8]
Так как уровню кентаврической личности соответствуют чакры:
1. Анахата (сострадание, эмпантия, абсолютная любовь, доброта, искренность),
2. Вишудха, (способность говорить свободно, самовыражение, творческий потенциал, гармония, "внутренний голос правды")
3. Аджна (интуиция, умственное функционирование, высокий уровень осознания)
На развитие и раскрытие этих чакр направлены следующие крийи и медитации:
четвертой чакры (Анахаты) направлены крийи «Биоэнергетическое поле и Сердечный центр»; «Сущность «Я» (из книги «Учебник по внутренней тренировке»; медитации «Для открытия сердца», «Сердечная проекция и защита»
пятой чакры (Вишудхи) – крийя «Горлового лотоса»; «Познание своей силы»; «Ва-Хей Гуру»; «Для творчества» (из книги «Физическая мудрость»), медитация «Йони мудра: запечатывание ворот тела»
шестой чакры (Аджны) – крийи «Комплекс упражнений для гипофиза», «Аджна крийя»; «Стимуляция Аджны» (из книги «Вместе с кундалини-йогой»). Медитации: «Усиление интуитивной проекции»
Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующую примерную программу для помощи в преодолении экзистенциального кризиса:
1 день крийя «Аджна», медитация «Усиление интуитивной проекции»
2-9 дни крийя «Сердечный центр», медитация «Для открытия сердца Сат-Кар-Тар»
10 день «Набхи крийя», медитация «Освобожденное сердце. Сопротивляемость, устойчивость, иммунитет»
11-17 день крийя «Сущность «Я», медитация «Йони мудра: запечатывание ворот тела»
18 день крийя «Усиление ауры», медитация «Анг Санг Вахэ Гуру»
19-25 крийя «Горлового лотоса»; медитация «СатНам (6 раз) Вахе- Гуру»
26 день крийя «Изгнание гнева», медитация «Раа Маа Даа Саа для исцеления себя или других»
27-33 день крийя «Ва-Хей Гуру», медитация «Ра Ма»
34-40 день крийя «Комплекс упражнений для гипофиза», медитация «с мантрой из лайа-йоги» (из книги «Практики водолеев»)
Общие рекомендации:
1. можно применять медитации направленные на более высокий центр по сравнению с выполняемой крийей,
2. для придания направления энергии применять сначала крийи направленные на более высокий центр (например, на 8-у чакру, ауру),
3. для получения энергетического заряда чередовать с крийей на 3-ю чакру.
Заключение
В данной работе мы проанализировали теоретический обзор литературы по проблематике экзистенциального кризиса с точки зрения причин его появления, основных проявлений. Рассмотрели, какие типы смыслов жизни предлагают экзистенциалисты, среди них особое место занимает служение людям, творчество, преданность делу. Далее изучили уровень развития личности, находящейся в экзистенциальном кризисе, описали его основные характеристики, особенности. К ним относятся, интенциональность, спонтанность, аутентичность, способность жить в настоящем. Разобрали методы, способствующие успешному разрешению, кризиса, в их числе психотерапевтические, медитативные, телесно-ориентированные. Предложили подбор практик кундалини йоги для решения экзистенциальных задач. В качестве практической работы использовали ретроспективный самоанализ протекания экзистенциального кризиса, представленного в квадрантах Уилбера.
Литература:
1. Минделл А. Кома: ключ к пробуждению. Самостоятельная работа над собой. М.: изд-во Трансперсонального института, 2000.
2. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. М.: АСТ и др., 2004.
3. Уилбер К. Никаких границ. Восточные и западные пути личностного роста. М.: АСТ и др., 2004.
4. Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. М.: АСТ и др., 2004.
5. Уолш Р., Воон Ф. под редакцией. Пути за пределы "эго".
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
7. Фельденкрайз М. Осознавание через движение. Оздоровительные движения для личностного роста. М.: 1994
8. Хромова Е.Г., Ротенберг А.А. Йога пытливого ума и мудрого сердца. Кундалини йога как метод интегративной телесно-ориентированной психологии// Методическое пособие для студентов обучающей программы ИИППР, 2009.
9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Римис, 2008.