Данной работой я бы хотела как раз приоткрыть дверь в мир терапии выразительными искусствами, как еще одного метода работы в группе, который может существенно расширить возможности и обогатить дополнительными знаниями и техниками моих уважаемых коллег – будущих и настоящих преподавателей Кундалини-йоги.
Я выбрала эту тему не случайно. Дело в том, что мое предыдущее образование было связано с терапией выразительными искусствами (ТВИ), в основе которой является принцип целительной силы экспрессивных искусств.
В этой программе акцент делался на мультимодальную (или интермодальную) терапию (основоположники - Натали Роджерс, Паоло Книлл, Х.Н. Барба, Стефан Левайн и др), которая подразумевает работу не в одной (например, рисование), а в нескольких модальностях (танец, работа с арт-материалами, драма, поэзия и др.). Это очень гибкое сочетание различных видов выразительного искусства в рамках единого терапевтического пространства, таким образом, что переход от одной модальности к другой позволяет осуществлять и переход на новые уровни осознания.
В свою очередь, Учитель Йоги Бхаджан открыл миру Кундалини йогу именно, как метод Осознания, «секрет Вашей души - это Осознанность», - говорил он.
Именно в стремлении к осознанности я вижу общность целей Кундалини йоги и терапии выразительными искусствами, так как по сути своей они ведут к одному и тому же источнику внутри нас, и поэтому истинное искусство - это не что иное, как духовная практика и духовный опыт. Художница Энн Джонс, США, так описывает процесс создания художественного произведения: «Живопись соединяет меня с моим духом и безграничным пространством любви в моем сердце, я чувствую себя связанной с источником всякого творения. Таким образом, живопись дает мне возможность погружаться в мир духовности, а образы, которые я создаю, рассказывают мне историю моего пути».
«Самое трудное в этом мире - это слышать и видеть. Мы не желаем видеть, поскольку зрячий может захотеть перемен. Мы не хотим смотреть. Если вы смотрите, вы теряете контроль над происходящим. Теряете контроль над жизнью, которой вы только-только научились управлять. Поэтому проснуться вы можете только при одном условии. Условие это заключается в наличии у вас энергии, силы, молодости или глубокого ума. Единственное, что вам нужно - это готовность узнавать новое» (Энтони де Мелло).
И Кундалини йога дает эту силу, систематически тренируя ум и настраивая тело на более высокую частоту энергии Кундалини или Осознанности, КЙ таким образом готовит человека к пробуждению, ибо «гораздо мудрее готовить себя к пробуждению, чем жить в постоянном отрицании и оставаться спящими (Гуру Раттана Каур, «Йога Осознания», стр. 19)
Мне кажется, что об этой же самой силе говорит и художница Кристина Корбат из США, посвятившая себя тому, что помогает другим людим, используя исцеляющее искусство: «Я всегда говорю тем, кто хочет создавать вместе со мной произведения искусства, что их вера в силу созидательного искусства производит трансформацию, которую они ищут, а также готовность стать лицом к лицу с их страхом перед изменениями».
В основе данной дипломной работы лежит гипотеза о том, что занятия экспрессивным искусством в рамках класса Кундалини йоги будет способствовать большей осознанности в практике, расширит арсенал инструктора Кундалини йоги, как интегративного консультанта, дополнительными навыками и техниками в работе с клиентом или группой за счет предоставления им возможности творческого самовыражения. Совместное применение КЙ и ТВИ в целом будет способствовать взаимному повышению эффективности обоих методов.
Актуальность методов древних духовных практик и терапии творческим самовыражением для современного человека.
Актуальность изучения сегодня древних духовных практик, в частности практики Кундалини йоги, проведения исследований и написания работ на эту тему чрезвычайно высока.
В таком контексте, обращение к древним духовным практикам, а частности к практике Кундалини йоги может дать ключ к оздоровлению (в самом широком смысле) через восстановление связи с самим собой, а значит и со всей Вселенной. Само «слово ЙОГА происходит от библейского слова YOKE - впрягать, связывать, соединять, пришло к нам из санскрита. Оно образовано от корня слова JUGIT - соединение или освобождение. В обоих случаях Йога означает союз индивидуального сознания с бесконечным сознанием. Йогом можно назвать человека, который целиком полагается на высшее сознание, которое есть Бог, в момент слияния в одно целое Я самого человека и бесконечного Я» (Гуру Раттана Каур, «Йога Осознания», стр.7)
Именно для этой цели в 1969 году Учитель Сири Сингх Сахиб Бхай Сахиб Харбхаджан Сингх Кхальса Йоги-джи, известный также как Йоги Бхаджан впервые начал преподавать тайное учение Кундалини йоги публично, эмигрировав в Америку в момент расцвета в стране «Зеленой революции» и повсеместного распространения наркотиков, «свободных отношений», кесарева сечения, тяжелой музыки и т.д.
Как известно, к духовности и исцелению можно прийти разными путями, и таких путей существует огромное количество, среди них и путь через целительное искусство. Параллельно с тем, как в XX веке мир, поглощенный недугами современной цивилизации, вновь обратился к древним духовным практикам, на Западе, а точнее в Великобритании и затем в США начало формироваться такое явление, как терапия выразительными искусствами. Появление ранних аналогов групповой арт-терапии было вызвано теми изменениями, которые протекали в социальной и политической жизни и культуре общества, а также в сознании и потребностях людей того времени. Наиболее активное распространение этого подхода, характерное для 40-50-х годов, было связано со стремлением его инициаторов - (Адриана Хилла и Мэри Петри, Великобритания) вовлечь в процесс творческого самовыражения представителей широких слоев населения и создать для них сеть общедоступных услуг, которые могли бы быть включены в деятельность медицинских, образовательных и социальных учреждений. Вовлечение широких слоев населения а занятия изобразительным искусством в немалой степени было также продиктовано желанием положить конец «искусству для избранных». Подобные идеи разделяли в то время многие представители мира искусства, что еще больше усиливало «антиакадемическую», направленность деятельности пионеров арт-терапии.
Одна из родоначальниц арт-терапевтического направления в США - Эдит Крамер высказывалась относительно потребности общества того времени в создании продуктов экспрессивного творчества. Констатируя присущую многим детям внутреннюю пустоту, она связывала ее с патогенными общественными влияниями. Она также указывала на то, что идя на поводу у рекламы и маркетингового манипулирования и переживая опустошенность и взаимное отчуждение, люди становятся пассивными потребителями образов вместо того, чтобы создавать свои собственные (А.И. Копытин. «Руководство по групповой арт-терапии»).
В современной России проблемы, описанные Эдит Крамер, стали актуальны только в последние 15-20 лет. За это время терапия выразительными искусствами в нашей стране также получила свое развитие. Имеются образовательные программы по подготовке специалистов терапии выразительными искусствами в Москве и Санкт-Петербурге. Но пока, это направление остается новым для нашей страны, и во многом опирается на многолетний опыт своих зарубежных коллег. Поэтому, наряду с отечественными источниками, в основном под редакцией А.И. Копытина я буду прибегать и к источникам таких зарубежных авторов, как Барбара Ганим, Натали Роджерс, Джоанна Келлог и др,
Создание художественной формы также позволяет «контейнировать» (запечатлевать) полученный опыт и впоследствии помогает интегрировать его. Примером в этом случае может послужить ритуальное создание обережной тряпичной куколки на классе для беременных женщин. Сам ритуал будет являться профилактикой страхов, как техника, развивающая чувство защищенности. А куколка будет напоминать женщине об атмосфере принятия и безопасности, в которой проводился класс йоги.
Сам процесс создания арт-объекта, в частности, взаимодействие с различными арт-материалами способствует снятию напряжения, расслаблению. Так, давая своим клиентам рисовать Мандалу желтой краской (цвет третьей чакры) после Набхи-крийи (комплекс на пупочный центр) будет способствовать снятию накопившегося в ходе практики напряжения и, как следствие, более успешной интеграции полученного опыта.
«Как только мы осознаем наши переживания, они становятся источником дальнейшего самопонимания и творчества. Мы осторожно позволяем ощутить свои новые возможности. С каждым таким открытием мы можем углублять наш опыт. Когда мы достигаем нашего внутреннего ядра, то обнаруживаем свою связь со всеми живыми существами. Мы создаем, творим для того, чтобы установить связь с нашим внутренним источником и вступить в контакт с миром и всей вселенной» (Натали Роджерс, «Творческая связь: целительная сила экспрессивных искусств»).
Таким образом, терапия экспрессивными искусствами - это не что иное, как путь к целостности, той самой целостности, которую отображает «Великое Гнездо Бытия» в интегральной психологии Кена Уилбера, иллюстрирующей развитие сознания человека. А целительная сила творчества, как источника жизненной энергии, описанная Натали Роджерс, - разве это не та самая энергия Кундалини, которую мы пробуждаем, практикуя йогу?
Часть 2. Мандала – символ целостности.
«Мандала» в переводе с санскрита означает круг или центр. Так на Тибете называются циркулярные изображения, отражающие буддийскую картину мира, отношения человека с духовной реальностью. Во многих культурах круг является символом единства и целостности. Человек с древних времен располагал себя в центре фигур, нередко идентифицируя себя с Солнем, вокруг которого все вращается. Современный человек знает, что Солнце является центром Солнечной системы, однако его бессознательные потребности и желания говорят ему нечно иное. Также как и его далекие предки, современный человек испытывает потребность в том, чтобы найти некий центр, на который можно было бы ориентироваться в быстро изменяющемся мире, и расположить себя в этом центре наподобие Солнца.
С глубокой древности мандала использовалась в качестве религиозного ритуального инструмента способствующего объединению сознательных и бессознательных проявления психической жизни и самореализации в тибетской традиции бонпо, а затем с VIII века нашей эры была воспринята буддистами. При использовании в качестве инструмента медитации буддийские мандалы способствуют актуализации тех психических качеств, которые они отображают.
Культура североамериканских индейцев также использовала символику мандалы. Создаваемые ими композиции из песка способствовали установлению гармоничных отношений с внутренней и внешней реальностью и поэтому использовались в качестве инструмента исцеления.
В качестве инструмента психологичской интеграции и оценки к созданию и анализу рисунков в круге впервые стал обращаться К.Юнг. Он описал некоторые психологические механизмы, лежащие в основе визуализации и создания мандал, а также сопутствующие эффекты. «Анализируя структурные и содержательные особенности таких образов и творчески работая с ними, можно не только помочь клиенту лучше понять процесс своего развития, но и активизировать те психологические механизмы, которые обеспечивают преодоление кризисных состояний, связанных с процессом развития (Jung, 1965).
Использование мандал в арт-терапевтической практике и психологических исследованиях тесно связано с работой группы американских арт-терапевнов, возглавляемых Дж. Келлог. Ее подход к работе с мандалами в арт-терапии изложен в книге «Мандала - путь красоты» (Kellog, 1987,2002). Основываясь на анализе нескольких тысяч рисуночных мандал, Келлог создала оригинальную систему диагностических критериев для интерпретации рисунков в круге (так называемы «архетипические стадии Большого Круга Мандалы»), представив их в виде круга по принципу Гороскопа. Феномен мандалы не ограничивается религиозной и психотерапевтической практикой, но может таже использоваться в качестве средства самопознания. Мандалы передают при этом разные формы бытия, привычные и странные переживания, а иногда также опыт важных открытий. В отличии от дневника, представляющего собой линейный способ фиксации наблюдений, мандала является гештальтным способом отражения, пригодного для ретроспективного анализа. В частности, это свойство мандалы можно активно использовать совместно с практикой Кундалини йоги. Пример: частью обучения на данном курсе было прохождение через 40-дневную практику крийи и ведение дневника личной практики. Дополнительно к записям можно каждый раз после практики рисовать мандалу, и поставив дату и определив, где находится верхняя часть изображения, приложить к дневнику. Также большое значение имеет последующее взаимодействие автора со своей творческой продукцией - медитация на рисунке, постижение скрытых в нем смыслов, движение, танец и другие формы творческой активности. На обратной стороне рисунка важно пометить пришедшие во время взаимодействия ассоциации. Затем, анализируя записи в дневнике совместно с соответствующими каждому дню рисунками, будет интересно посмотреть, насколько рисунки и записи соответствуют, дополняют или противоречат друг другу. Как правило, мандала будет правдивее и красноречивее, так как может отображать как осознаваемые, так и не осознаваемые процессы.
2.1. Ценность метода «Мандала» для использования на классе Кундалини йоги.
Как пишет Дж. Келлог (Келлог, 2003, стр 32), «Мандала может восприниматься, как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, какие изменения происходят в организме и каков эффект лечения. И это - не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, обладающую целостностью и жизнеспособностью. Гармония и красота присущи «здоровым» мандалам, так же, как они присущи здоровым живым организмам».
В связи с этим, для преподавателя Кундалини йоги, метод «Мандала» может выступить как:
Способ получения дополнительной обратной связи для более осознанного планирования дальнейших классов для данной группы;
Способ получения информации об эффективности той или иной практики в группе;
Органично вплетенная в структуру класса практика, способствующая его логическому продолжению или завершению и интеграции полученного опыта.
В то же время, для пришедшего на Ваши занятия человека, рисование мандалы может дать:
ü Помощь в рефлексии и более глубоком осознании тех процессов и состояний, которые имеют место на данный момент;
ü Возможность творческого самовыражения и соприкосновения с творческим процессом через взаимодействие с арт-материалами;
ü Отдых, расслабление, снятие напряжения и распределение накопившейся энергии;
ü Отреагирование возникших в процессе практики чувств и эмоций;
ü Возможность запечатлеть полученный в ходе занятий опыт.
Пример №1. Класс с беременными женщинами на тему: «Развитие чувства защищенности, как профилактика страхов у беременной женщины». Время занятия 1 час 45 минут, количество участников - 9 человек.
План класса:
· Вступительное слово (беседа о том, что беременность является фактором повышенной тревожности и нередко становится причиной стресса и дополнительного напряжения, вследствие возросшей ответственности за себя и будущего ребенка, перепадов настроения на гормональном фоне и др.. В таком положении стабилизации эмоционального состояния способствует развитие чувства защищенности и вследствие этого внутренней уверенности и спокойствия);
· Заполнение анкеты;
· Рисование мандалы. Запись нескольких ассоциаций;
· Пранояма: попеременное дыхание;
· Вступительная мантра;
· Разминка. Включает в себя суфийский круг, прогибы позвоночника с выдохами через мягкие губы, динамичные скрутки, качание и махи в «бабочке», наклоны к раздвинутым в стороны ногами, попеременное поднятие ног, прогибы в «кошке-корове» и отдых в позе ребенка.
· Упражнения на усиление ауры 1-6 из комплекса №2 книги «Дар давать жизнь» Тарн Таран Каур Кхальса (см. Приложение 4, Крийя 1);
· Релаксация под звуки чаш и колокольчиков;
· Медитация на защитную мантру «Гуру Гуру», посвященная Гуру Рам Дасу;
· Рисование мандалы под мантру Ад Гуре Наме в исполнении Снатам Каур;
· Заключительная мантра;
· Ответы на последние 2 вопроса анкеты;
· Обсуждение в кругу.
В результате проведения данного класса анализ анкет показал снижение уровня тревожности в среднем на .... , что иллюстрирует график ниже:
При этом показательны мандалы одной из участниц процесса - женщины 28 лет, на 14-ой неделе беременности, пришедшей на класс первый раз.
В анкете в начале класса она оценивает свой уровень тревожности по шкале от 1 до 10 на 6 баллов (выше среднего), при этом пишет, что на момент начала класса испытывает «чувство психологического комфорта и расслабления». То есть, в анкете мы видим некое противоречие, которое может разрешиться при анализе мандалы.
Глядя на ее первую мандалу (см. Приложение 5, рис. 1) у меня возникло такое ощущение, что изображенный в смещенном центре эмбрион словно завис в космосе, неукорененный и беззащитный. Как мы уже знаем, изображенный в центре эмбрион символизирует уязвимость и слабость, что подтверждается слабо выраженной границей рисунка и обозначенным в анкете уровнем тревожности. А также из анкеты мы видим, что во время беременности женщину наиболее беспокоит здоровье малыша и процесс родов, что подтверждается в рисунке. Также в мандале используются только извилистые линии, которые говорят о преобладании чувств, феминности, психической энергии, которая нуждается в организации и направлении.
В то же время изображение эмбриона и дезинтеграция, которая в данном случае выражается в голубых, словно звездочки точках весьма характерны для беременной женщины. Во-первых, она действительно бывает в этот период ранима и уязвима, а во-вторых, дезинтеграция может говорить о последующей готовности родиться как мать, о чем также свидетельствует нежно голубой цвет, олицетворяющий положительное отношение к себе, как к женщине и материнские функции.
После класса женщина оценила уровень тревожности на 3 балла (упал в 2 раза!) и описала свое состояние в словах: «Приятное ощущение тепла по всем теле, ощущение расслабления и спокойствия»
Теперь обратимся к мандале №2 (см. Приложение 6, рис 2.).
Глядя на эту мандалу у меня возникло ощущение структуры и направления, за счет использования прямых линий исходящих от центра - появилась та самая организация, в которой нуждалась предыдущая манадала. При этом используется желтый цвет - цвет сильного характера. Появилась четкая граница круга и ярко выраженный центр, свидетельствующие о психической целостности автора. При этом центр второй мандалы словно является олицетворением предыдущей мандалы женщины, это видно по использованным цветам и голубим точкам, то есть второй рисунок, словно включает в себя первый, упорядочивает его и снабжает здоровой границей. При этом эмбрион - символ беззащитности превращается в зеленую звездочку - снежинку и обретает силу позаботиться о себе. Повсеместное использование мягкого зеленого цвета также может говорить о возможности заботиться в первую очередь о себе и о других.
Итак, анализ мандал совместно с полученной из анкеты информацией позволяет сделать вывод, что данный класс Кундалини йоги повлиял на женщину положительно, и краткосрочная цель занятия была достигнута: появились чувство защищенности и сила позаботиться о себе, имеющаяся психическая энергия обрела организацию и направление, что привело к более целостному ощущению себя.
Пример №2. Класс с беременными женщинами - продолжение на тему «Развитие чувства защищенности и укрепление ауры». Время проведения - 1 час, 45 минут, количество участников - 9 человек.
Данный класс проводился ровно через неделю в той же группе, что и первый (но состав несколько отличался), и его план отражает продолжение заданной темы. При этом, если целью первого класса было создание внутреннего безопасного пространства, то в этот раз акцент делался на развитие чувства защищенности через доверие к окружающему миру. Этим был обусловлен выбор упражнений крийи и медитации. Как и в первый раз женщины рисовали до и после класса.
План класса:
1. Вступительное слово;
2. Заполнение анкеты;
3. Рисование мандалы. Запись нескольких ассоциаций;
4. Пранояма: дыхание животом и полное йоговское дыхание;
5. Вступительная мантра;
6. Разминка. Включает в себя суфийский круг, прогибы позвоночника с выдохами через мягкие губы, прогибы и пороты головы и скрутки на коленях и пятках, подъемы с коленей и пяток с поднятием рук в замке Венеры, разминка ног и упражнение на раскрытие тазобедренных суставов, попеременные наклоны к ногами и поднятие ног, прогибы в «кошке-корове», спонтанные движения в этой позе и отдых в позе ребенка.
7. Упражнения 2-3 из крийи «Усиление ауры» (см. Приложение 7. Крийя 2 );
8. Релаксация под звуки чаш и колокольчиков;
9. Медитация на целительную мантру РА МА ДА СА;
10. Рисование мандалы под другую вариацию мантры РА МА ДА СА в исполнении Снатам Каур;
11. Заключительная мантра;
12. Ответы на последние 2 вопроса анкеты;
13. Обсуждение в кругу.
В результате проведения класса уровень тревожности упал в среднем на ... пункта. При описании своих ощущений после занятия женщины использовали следующие высказывания: «чувствую легкость, расслабление, исчезает дискомфорт в спине»; «меня ничего не беспокоит, чувствую себя спокойно и гармонично»; «голова очистилась от лишних мыслей, ровное дыхание, теплота в области живота»; «пришло желание деятельности, активности, ум перестал прыгать»; «теплые ощущения».
Часть 3. Дополнительные примеры арт-терапевтических техник для применения на классах Кундалини йоги.
В этой небольшой части я бы хотела привести несколько других техник, которые подходят к применению на классах или семинарах по Кундалини йоге. При выборе техник я руководствовалась не только их эффективностью, и представляющему для преподавателя КЙ интересом, но и возможностью их практического воплощения на классе.
Для начала я приведу пример техники создания русской народной куколки «Пеленашки» на классе Кундалини йоги для беременных женщин. По результатам предыдущего анкетирования этой группы выяснилось, что практических всех женщин тревожит как их собственное здоровье, так и здоровье малыша. Остальные техники, приведенные в этой части, не подкреплены мною на опыте и описываются в качестве информации.
«Пеленашка»
По результатам предыдущего анкетирования той группы, в которой проводилось занятие, выяснилось, что практических всех женщин тревожит как их собственное здоровье, так и здоровье малыша. Поэтому я решила дать эту технику на классе для беременных женщин с целью профилактики страхов в виде своеобразного ритуала, в результате которого создается талисман – оберег. Издревле на Руси крутили кукол из ставшей ненужной, ношенной ткани и использовали их в качестве оберегов своей семьи, брали в роды, клали в люльку к младенцам. Кукла «Пеленашка» была первой куклой новорожденного, а также сопровождала маму в родах.
Вам понадобятся: большое количество ткани светлого тона или белого цвета (для тельца) лоскутки ткани различных фактур и расцветок (можно попросить группу заранее приготовить и принести на класс лоскутки ткани от ношенной ими одежды), цветные (лучше красные) веревочки (подойдет хлопковая пряжа для вязания), тесемочки – ленточки, ножницы, свеча.
Технология создания куколки «Пеленашки». Создание куклы-оберега – это целый ритуал, в процессе которого мы вкладываем свою энергию в объект – талисман. С этой точки зрения такое занятие очень благоприятно проводить в конце класса КЙ, когда мысли успокоены и имеется благоприятный настрой – то есть будет вложена положительная энергетика. Я проводила этот процесс после релаксации и перед медитацией. Женщины собираются в круг, в центре которого зажигается свеча, и располагаются необходимые материалы. Все участницы восприняли предложенный процесс с энтузиазмом и интересом. Я продемонстрировала, как выглядят куколки, дала немного истории и показала, как делают куклу, при этом напомнила, что в процессе работы можно читать про себя молитву или говорить пожелания своему будущему ребенку:
После создания кукол проводилась медитация РА-МА-ДА-СА в кругу, в процессе которой было предложено посылать целительную энергию жизни себе, ребенку, своим близким. Таким образом, вкладывалась дополнительная целительная энергетика в куколку-оберег.
После класса все участницы поблагодарили за практику и организованный процесс создания кукол, который всем очень понравился и вызвал прилив творческой энергии.
Далее я опишу три техники из книги «Арт-терапия женских проблем» под редакцией А.И. Копытина, которые могут использоваться в самых разных аудиториях.
«Арт-диалог»
Эта техника направлена на развитие невербального общения внутри пары, осознание привычных способов взаимодействия супругов. Она может применяться как в паре, так и в групповой работе.
Партнерам предлагается выбрать по одному пастельному мелку (должны заметно отличаться по цвету) и «пообщаться» с их помощью на одном листе бумаги формата А4 или А3 в течение от 5 до 20 минут. Разговариваться или писать слова в процессе работы не разрешается. При обсуждении упражнения в группе партнеры демонстрируют свой рисунок и по- очереди делятся впечатлениями. Им предлагают рассказать о чувствах, которые они испытывали во время выполнения задания, о том, что каждый пытался донести и был ли он понят, удалось ли ему понять другого. Задают вопрос: было ли открыто что-то новое в процессе такого нетрадиционного общении?
Поднимаемы в виде образов темя, как правило, тесно связаны с текущей жизненной ситуацией клиентов, «Арт-диалог» может также применять для оценки особенностей отношений в паре. В этой связи стоит обратить внимание на следующие моменты: все ли пространство листа равномерно заполнено, рисовали партнеры только на своей половине или свободно использовали весь лист. Какие темы поднимались, какие возникали эмоции, насколько партнеры удовлетворены совместной работой, появилось ли у них ощущение диалога, или кто-то не был услышан и понят.
«Совместный рисунок»
Имеет некоторое сходство с описанной выше техникой. Партнеры рисуют желательно на формате А3, используя мелки либо краски, при этом выбор цвета не ограничивается. Задание также выполняется без слов. Инструкция, которую получает пара, предписывает им рисовать на одном листе, не разговаривая и не договариваясь о теме рисунка. На выполнение от водится от 10 до 30 минут.
Совместный рисунок также помогает развитию творческого подхода, невербального общения, гармонизации отношений в паре, стимулированию партнеров к присоединению, формированию общего замысла, позволяя почувствовать удовлетворение от совместной работы. При обсуждении рисунков имеют большое значение чувства партнеров в процессе работы, степень их удовлетворения конечным результатом. Данная техника также может вскрывать и конфликты во взаимоотношениях.
Описанные выше техники можно применять как с парами, готовящимися к рождению малыша в формате тренинга, так и в целом в групповой и индивидуальной работе с парами, а также в группе малознакомых людей, так как типичные паттерны поведения и взаимодействия все равно будут проступать, и их можно будет анализировать. Данные техники интересно будет сочетать с практикой крий Венеры из Йоги Белой Тантры.
Работа с болевой точкой
Эта методика была разработана для решения психосоматических проблем и предполагает перевод телесного дискомфорта на язык образов, а также последующую работу с этими образами. Эта техника является эффективным способом саморегуляции, который клиенты могут впоследствии применять в различных ситуациях и позволяет решить следующие задачи:
1. Преодоление психологического блока посредством творческого акта, который дает доступ к внутренним ресурсам;
2. Преодоление физического дискомфорта;
3. Налаживание более глубокого контакта со своим телом.
Применение методики «работа с болевой точкой» возможно как при индивидуальной работе, так и в группе. Клиенту предлагают заранее выбрать тему (психологическую или физическую), которую он хотел бы проработать. Оговаривается, что он не может раскрывать другим суть этой проблемы. Когда все участники определяться с темой, они берут чистый лист бумаги, краски и принимают удобную позу. Весь процесс состоит из четырех последовательных этапов:
1. Релаксация. Работа начинается с достижения состояния релаксации при помощи музыки, голоса ведущего и более глубокого дыхания с выдохом через рот.
2. Визуализация. Предлагается сосредоточиться на выбранной проблеме, попытаться найти ее локализацию в теле, а затем представить проблему во всех деталях в виде какого-то визуального образа, увидеть ее плотность, цвет, форму, размер и т.д.
3. Трансформация. После того, как клиенту удалось «увидеть» проблему, ему предлагают, продолжая глубокое дышать и плавно выдыхая через рот, представить, что с каждым выдохом в увиденный им образ он направляет волну любви, жизненной энергии и трансформации. При этом клиент наблюдает за изменениями в первоначальном негативном образе. У каждого человека процесс трансформации может занимать различное количество времени и не всегда бывает полностью завершен к концу одной сессии.
4. Изобразительный этап. Определенные изменения все же достигаются, и, вернувшись в реальность, клиенты могут перенести свои чувства, визуальные образы и процесс их трансформации на бумагу. Затем те, у кого есть желание, демонстрируют свои работы и делятся полученным опытом.
На мой взгляд, данную технику можно сочетать с крийей «Комплекс для доступа к резервной энергии» (см. Приложение….) и медитацией РА-МА-ДА-СА в помощь преодоления своих «болевых точек».
Следующие три техники – «рисование каракулей», «медитация на цвете» и «жестовое рисование» заимствованы мною из книги А.И. Копытина «Техники аналитической терапии: исцеляющие путешествия» и могут представить интерес для преподавателей КЙ для использования как в групповой, так и в индивидуальной работе.
«Рисование каракулей».
Рисование каракулей является одной раз разновидностей медитативного рисунка, который подразумевает погружение в измененное состояние сознания. При выполнении этой техники, медитирующий должен закрыть глаза для того, чтобы ослабить сознательный контроль над процессом рисования и достичь большей концентрации на телесных ощущениях и чувствах и затем начинает рисовать на чистом листе бумаги каракули мелком масляной пастели. Спустя несколько минут клиент открывает глаза и, рассматривая получившееся, может увидеть в причудливых линях различные образы.
После того, как образ найден клиенту предлагается дорисовать и проявить его при помощи других цветов. Затем происходит обсуждение полученных образов.
«Медитация на цвете»
Для проведения медитации на цвете рекомендуется пользоваться влажной бумагой, акварельными красками и мягкими кистями. Следует выбрать какой-либо цвет, наложить его на влажную поверхность листа и наблюдать за распространением цветового пятна. Затем надо выбрать другой цвет и создать второе пятно. Изменяющаяся форма пятна и комбинация цветов вызывают различные чувства и ассоциации. В воображении могут появиться яркие образы, которые могут стать материалом для дальнейшей работы.
Такие техники, как рисунок на мокрой бумаге в круге и или просто на листе, на мой взгляд, очень хорошо использовать после активных йогических практик, таких как «Набхи крийя» или «Создание внутреннего баланса» (см. Приложения 16 и 17). При таком сочетании текучая энергия воды и плавные переходы цвета будут способствовать спокойному распределению энергии после практики и мягкой интеграции полученного опыта, а также снятию напряжения и дополнительной релаксации.
Техника жестового рисования
Для реализации этого метода на классе йоги вам понадобится рулон ненужных старых обоев и пастельные мелки. Каждому участнику выдается по полоске обоев, превышающий его рост, которая стелется на пол вместо коврика. Такие размеры бумаги дают клиентам возможность свободных, масштабных, экспрессивных движений. Иногда клиент совершает при этом движения, напоминающие движение маленького ребенка или разных животных. При таком масштабе становятся хорошо заметными и имеющиеся в определенных частях тела блоки и сопротивления движению, которые, благодаря обратной связи ведущего или наблюдателя, он может осознать.
После того, как рабочее место будет подготовлено, клиент берет в руки по мелку (маркеру, фломастеру), садится или ложится на бумажное полотно, кисти с зажатыми в них мелками лежат на бумаге, и клиент может даже поставить точки, из которых он затем сможет вести линию в любом направлении. Техника должна выполняться в полном молчании.
Для начала желательно сконцентрироваться на телесных ощущениях, в частности, обратить внимание на дыхание, его ритм и глубину, постараться сделать его более медленным и глубоким. Затем клиент может перейти к исследованию «естественной геометрии тела» - начать совершать масштабные движения руками и другими частями тела, не отрывая при этом мелком от бумаги. Можно рисовать обеими руками одновременно или по очереди. Клиент старается обратить внимание на то, как дыхание влияет на движения и телесные ощущения. Важно не контролировать процесс проведения линий сознанием, но позволить рукам и другим частям тела двигаться совершенно свободно.
Жестовое рисование может способствовать возвращению клиента на досимволическую стадию развития изобразительной деятельности (от 2 месяцев до 2-3 лет), благодаря чему он может заново пережить то, что переживал в тот период своего прошлого и заново отреагировать вытесненные, связанные с прошлым переживания, а также те процессы, которые оказались незавершенными в детстве. В связи с этим я бы рекомендовала использование этого метода совместно с такими крийями как «Высвобождение гнева, накопленного в детстве», «Развитие нервной системы заново» и «Сознательное новое рождение». (См. Приложения 18, 19, 20)
Процесс жестового рисования часто сопровождается созданием базовых, архетипических форм – кругов, овалов, чаш, дуг, которые тесно связаны с контейнированием, защитой и трансформацией и могут служить фактором эмоциональной поддержки клиентов, переживающих непростые состояния (дуга может трансформироваться в радугу, как символ мостика в будущее).
Созданные в процессе жестового рисования изображения могут быть, затем, использованы их авторами в качестве одного из факторов эмоциональной саморегуляции. Так, клиенты могут медитировать на эти изображения, и выполнять те движения, которые были связаны с их созданием, ощущая при этом, как им удается снять напряжение и почувствовать позитивную, энергизирующую связь с телом.
Проделанная мною работа позволяет с уверенностью сказать, что знание метода и техник терапии выразительными искусствами, безусловно, обогатит любого, заинтересованного в нем преподавателя Кундалини йоги и позволит расширить его возможности за счет получения дополнительных знаний и навыков в работе с группой.